Фінансова недовіра

Фінансова недовіра

Понеділок, 3 листопада 2014, 11:28 -
Результати зустрічей з топ-менеджментом банків можна вважати провалом для топ-менеджменту Нацбанку. Фактично, підопічних Гонтарєвої "послали". Кажуть, вона уже написала заяву про відставку. (Рос.)

На минувшей неделе чиновники центробанка начали встречаться с главами крупнейших банков, чтобы согласовать размеры докапитализации по итогам проведенных стресс-тестов.

Однако договориться о вливании денег подчиненным Валерии Гонтаревой с банкирами не удалось.

По предварительным подсчетам, для стабилизации банковской системы хватило бы примерно 5 млрд долларов, хотя полная потребность в докапитализации превышает 11 миллиардов. Однако вынуть из владельцев банков даже "пятерку" в условиях продолжающегося оттока вкладов нереально.

Из 15 крупнейших банков только четыре прошли стресс-тест, который должен был определить потребность банка в капитале после условной 30-процентной девальвации и ухудшения качества кредитного портфеля до 50%.

По данным НБУ, стресс-тест показал: в докапитализации на общую сумму 56 млрд грн нуждаются одиннадцать крупнейших банков: три госбанка, Приватбанк, "Надра", "Дельта", "Финансы и кредит", ВТБ, Укрсиббанк, ПИБ, Укрсоцбанк.

Представители иностранных банков заявили украинским чиновникам, что соответствующие решения будут принимать в их штаб-квартирах. Почти наверняка, решение будет негативным – какой смысл вливать капитал в убыточные подразделения в стране, где идет война?

Большинство украинских банкиров вносить деньги отказались. Их тоже можно понять – "лишних" денег нет. Отечественным бизнесменам легче "положить" свои банки, предварительно вынув оттуда "свои", а остаток сбросив на государство.

Докапитализируются только "россияне", которые опасаются политических решений в отношении своего бизнеса, и украинские госбанки. Слава богу, для пополнения капитала последних нужно только добро от МВФ – и уже на следующий день можно выпустить очередную порцию ОВГЗ, которая тут же будет "обналичена" Нацбанком.

Что делать с остальными, не вполне понятно. Наиболее рациональными выглядят два варианта. Первый – это вход в капитал банков международных доноров. Они получат свою долю в капитале и в управлении, но взамен закроют брешь в балансе. Пойдут ли на это украинские собственники, неясно. Скорее всего, нет – ведь "западники" тут же начнут диктовать свои условия.

Второй путь - это вхождение государства в капитал украинских банков. Этот способ более экономен для Украины, потому что если учреждения обанкротить и передать в руки Фонда гарантирования вкладов, то пострадает вся экономика.

Потеряют свои деньги предприятия и крупные вкладчики-физлица, которые доминируют по объему депозитов. А влив государственные деньги в капитал, правительство и Нацбанк все равно потратят некую сумму, но хотя бы сумеют избежать шока для экономики. Можно будет даже конвертировать ранее выданное рефинансирование в долю в капитале. Правда, тут же возникнет вопрос, а сколько же в Украине будет госбанков, и кто ими станет управлять. И, самое главное, в чьих интересах.

Оба варианта являются сложными и неприемлемыми для действующих владельцев. Если не выбирать один из двух путей, то остается лишь третье - банковскому надзору придется закрыть глаза на многочисленное нарушение банковских нормативов. По сути, устранить надзор за ненадобностью, и вознести глаза к небу в немой просьбе как-то стабилизировать ситуацию свыше.

Пока что ни одно сложное решение не принято, и происходит позиционная борьба. После рандеву в НБУ, представители Приватбанка якобы закрыли доступ в финучреждение куратору центробанка. Акционерам "Надра Банка" Дмитрия Фирташа удалось решить свои вопросы через Администрацию президента.

Владельцу "Дельта банка" Николаю Лагуну удается отбиваться от НБУ с помощью залогов: акций банка "Надра" и телеканала "Интер". Он пообещал продать их, чтобы найти деньги для рекапитализации. Не исключено, что давление с целью продать акции "Интера" - сугубо политическое.

Вносить деньги в уставные фонды согласились только "россияне" - ПИБ и ВТБ, а также государственные Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк. Однако соответствующее решение еще должно принять правительство РФ.

Такие результаты встреч с топ-менеджментом банков можно считать провалом для топ-менеджмента Нацбанка. Фактически, подопечных Гонтаревой, выражаясь словами банкиров, рассказавших эту историю, "послали".

"Ключевая проблема топ-менеджеров Нацбанка в том, что они работают, как в инвестиционном фонде: результат им не важен. Важно, чтобы все было по процедуре", - жалуется один из финансистов, который встречался с НБУ по поводу докапитализации своего банка.

"Они выкатили акционерам требование внести деньги в капитал, чем выполнили процедуру. Однако они не понимают, что будет дальше", - добавил он.

Банкир, который опасается называть свое имя, говорит, что боязнь политического руководства страны ввести мораторий на отзыв депозитов перед выборами, и бесконтрольная раздача рефинансирования сделали НБУ не менеджером, а заложником банковской системы.

"Они не могут ничего сделать с крупными банками, потому что не смогут удержать их под контролем. В ряде банков многие платежи клиентов по кредитам проходят на договоренностях между владельцами бизнеса и банков. За счет этих платежей кое-как происходит обслуживание депозитов. Вы верите в то, что эти платежи будут идти, если в банки зайдут администраторы НБУ?", - усмехается он.

Дмитро Фірташ. Фото visti.ks.ua

Владельцы и менеджеры банков начинают это чувствовать. Они все меньше реагируют на требования НБУ и выставляют центробанку все больше условий.

В частности, источники ЭП утверждают, что именно владельцы крупных банков и одновременно крупных экспортных и импортных бизнесов инициировали отмену ряда ограничений НБУ на валютном рынке. Они сделали это через Петра Порошенко, который все чаще набирает Гонтареву по прямому телефону.

Говорят, в результате последнего разговора, после которого НБУ принял постановление №685, отменяющее ограничения по оттоку капитала, Гонтарева написала не первое заявление об отставке, которое было передано в АП. Президент его пока не удовлетворил.

С ростом независимости крупных банков падает способность отбиваться от претензий Нацбанка у мелких и средних финучреждений.

По словам источника в НБУ, МВФ потребовал от регулятора сократить количество банков и увеличить концентрацию банковского капитала. Это и стало причиной массовых проверок банков третьей и четвертой групп.

К тому же именно эти учреждения центробанк подозревает в валютных спекуляциях. Они раздражают Институтскую, поскольку курсовая политика центробанка подвергается наибольшей критике со стороны экспертов и СМИ.

По утверждению одного из сотрудников Нацбанка, для предотвращения спекуляций с валютой НБУ постоянно пересматривает списки банков, которые не могут покупать валюту на аукционах. Формально право участвовать в аукционах имеют все банки, но чиновники требуют снимать заявки неугодных учреждений.

Так, якобы есть четыре списка, в которые банки попадают либо за нарушения, либо по решению правления НБУ. Первый - "требования валютного контроля", второй - "непрозрачная структура собственности", третий - "финансовый мониторинг", четвертый - "личное поручение".

Автору удалось взглянуть на эти списки: крупнейших банков в них, конечно, нет.  Среди "известных имен" - Фидобанк, "Платинум банк", "Национальный кредит". Причем последний находится в списке "личное поручение" наряду с тремя другими банками, один из которых - банк "Михайловский".

Всего в списках банков, которым не продают валюту на аукционах, около 45.

Сами банкиры утверждают, что масштабных нарушений при операциях с валютой сейчас почти нет. Из-за попыток удержать фиктивное соотношение курса гривны к доллару на уровне 13 грн за долл валютные операции полностью ушли из банков.

Теперь купля-продажа валюты проводится хоть и внутри банка, но напрямую - между двумя клиентами. Это происходит так. Компания-экспортер, которая хочет продать валюту, с помощью своего финдепартамента ищет покупателя со счетами, где открыты счета компании-экспортера.

Валерія Гонтарєва та Петро Порошенко. Фото job-sbu.org

Когда покупатель найден и готов заплатить за доллар, например, 14,3 грн, компания-экспортер подает своему банку заявку на продажу валюты конкретному покупателю по 13 грн за долл, после чего покупатель производит дополнительный расчет с продавцом наличными в размере 1,3 грн за дол.

"Банки в этой ситуации в стороне. Комиссионные взимать нельзя, НБУ за это наказывает. На "черном" рынке обмена зарабатывают только ВИП-менеджеры, которые сводят клиентов и получают комиссионные. А чиновники банковского надзора ловят черных кошек в темной комнате", - говорит один из казначеев.

При этом происходит разбазаривание резервов, которыми НБУ пытается удовлетворить спрос на валюту населения и продемонстрировать гражданам, что купить доллары по фиктивному курсу - 13 грн за дол - таки возможно. Правда, в пределах 200 дол в руки, и отстояв многочасовую очередь.

Этот популизм в октябре уже снизил валютные запасы НБУ на 450 млн долл, которые тут же перекочевали на "черный" рынок. Там мелкий опт валюты покупают по 13,5 грн за долл. Прибыль спекулянтов на продаже валют из резервов, таким образом, составила почти 225 млн грн.

Впрочем, ни навара чиновников Нацбанка, ни банкиров на операциях с наличной валютой эксперты не видят. "Там столько отчетности, что проще не связываться", - говорит один из финансистов.

Зато аукционы по продаже валюты под заявки клиентов банкиры называют скрытой коррупцией.

"Во-первых, распределение этой валюты непрозрачно. НБУ якобы продает всем желающим, но все на рынке знают: удовлетворяются заявки только избранных банков. От остальных требуют заявки снимать", - говорит один из казначеев.

По его словам, банки, купившие валюту, получают возможность заработать почти 1,2-1,3 грн на долларе - разница между фиктивным курсом, который "рисует" НБУ, и рыночным.

"Заработок получается через введение дополнительной платы за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, которые оформляют заявки на покупку валюты через аукционы Нацбанка", - поясняет казначей.

Делятся ли банкиры этим заработком с чиновниками НБУ - опрошенные ЭП банкиры гадать не берутся. Однако потенциальные доходы избранных банков от подобных операций оценивают 960 млн грн ежемесячно - в октябре центробанк продал 800 млн долл для удовлетворения спроса юрлиц.

ЭП обратилась в НБУ, чтобы получить комментарии касательно целесообразности таких операций. Редакцию интересовало, какие банки получают право на покупку валюты из резервов, сколько банков проверил НБУ для предотвращения валютных спекуляций, и каковы результаты этих проверок.

анков проверил НБУ для предотвращения валютных спекуляций, и каковы результаты этих проверок.

 Фото forbes.ua

Вот что ответили в Нацбанке.

"За січень- вересень 2014 року міжнародні (золотовалютні) резерви України зменшилися на 4 030,47 млн дол. З початку жовтня до 29 жовтня 2014 року на поповнення валютних кас банків було направлено 445 780 000 дол.

Національний банк України з метою недопущення нецільового використання коштів, придбаних банками за результатами інтервенцій, здійснює ретельний контроль за наявністю валюти у касах банків та дотриманням ними норм валютного законодавства.

Крім того, звертаємо вашу увагу на відсутність у регулятора правових підстав щодо розкриття переліку банківських установ, що купували валюту на аукціонах, оскільки відповідно до статті 60 закону "Про банки і банківську діяльність" інформація про банки чи клієнтів, що збирається під час проведення банківського нагляду, становить банківську таємницю.

Порядок розкриття інформації, що становить банківську таємницю, обов'язковий для банків, для Національного банку України та усіх інших осіб, визначено у статті 62 закону "Про банки і банківську діяльність".

Стосовно зниження обсягів торгів на міжбанківському валютному ринку слід зазначити, що це відбулося з двох причин.

По-перше - через введення збору до Пенсійного фонду у розмірі 0,5% з операцій з купівлі валюти. Цей збір унеможливив арбітражні операції банків, коли банки протягом дня купували і продавали за свій рахунок валюту з метою отримання торговельного прибутку. Тепер банки лише виконують клієнтські заявки, банківські операції за власний рахунок зведені до мінімуму.

По-друге, на обсягах міжбанківського валютного ринку позначилося загальне скорочення ділової активності в країні, зокрема, зниження обсягів експорту та імпорту.

У жовтні 2014 року з метою забезпечення оперативного контролю за станом готівкового сегмента валютного ринку України та цільовим використанням уповноваженими банками купленої на валютних аукціонах Національного банку іноземної валюти, уповноважені працівники Національного банку здійснюють щоденний моніторинг продажу населенню структурними підрозділами банків купленої на валютних аукціонах на потреби кас банків іноземної валюти.

Щодо міжбанківського валютного ринку України, то відповідно до вимог пункту 12 постанови правління Національного банку від 29 серпня 2014 року №540 "Про введення додаткових механізмів для стабілізації грошово-кредитного та валютного ринків України" уповноважені працівники Національного банку з метою недопущення недобросовісної практики проведення валютних операцій, зокрема, купівлі іноземної валюти за фіктивними угодами, які мають на меті використання коштів з протиправною метою, щоденно опрацьовують реєстри заяв з купівлі іноземної валюти, які уповноважені банки формують та надсилають на адресу Національного банку України разом із сканованими копіями документів, що є підставою для купівлі іноземної валюти.

У разі невідповідності операцій з купівлі іноземної валюти вимогам постанови №540 Національний банк не підтверджує банкам відповідні заявки. При цьому до участі в аукціонах Національного банку допускаються винятково заявки клієнтів банків, які успішно пройшли процедуру контролю, зазначену вище".