Про що уряд говоритиме в Москві

Про що уряд говоритиме в Москві

Вівторок, 24 грудня 2013, 12:08 -
У разі успішних переговорів у рамках Євразійської економічної ради багато українських підприємств зможуть різко збільшити збут на ринку Росії. Втім, це суперечить інтересам російських компаній, які й без того перебувають не в кращому стані. Тому частина заходів може не втілитися, а інша частина - діяти дуже недовго. (Рос.)

В распоряжение "Экономической правды" попал документ, который будет обсуждаться в Москве сегодня, 24 декабря.

Напомним, в столице России состоится заседание Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Этот документ - итоговый вариант Плана действий по урегулированию торговых ограничений в двухсторонней торговле между Украиной и Российской федерацией на 2013-2014 годы.

Другое его название - "Дорожная карта по урегулированию торговых ограничений - 2013-2014".

Реклама:

В документе перечислены все торговые санкции, которые российское и украинское правительства планируют пересмотреть в 2014 году.

Стороны обещают договориться о пересмотре всех скандальных торговых ограничений последнего периода. В частности, Россия склоняется к тому, чтобы не преследовать компанию "Рошен" Петра Порошенко.

Судя по всему, для Украины эта встреча изначально являлась второстепенной. Хотя изначально на уровне президентов планировалась встреча так называемой тройки - России, Беларуси и Казахстана. Чуть позже к ним должны были присоединиться президенты Кыргызстана и Армении.

От Украины в заседании принял участие украинский премьер Николай Азаров. Также должен был присутствовать вице-премьер-министр Юрий Бойко. Он считается основным идеологом недавних договореностей, которые подписали президенты Украины Виктор Янукович и России Владимир Путин.

Из чиновников второго уровня на заседание совета должны были приехать министр инфраструктуры Владимир Козак, министр промполитики Михаил Короленко и представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов.

Пойдет ли впрок Украине "Дорожная карта"

Дорожная карта не содержит однозначно обязывающих положений - ни для России и ее ближайших партнеров, ни для Украины.

В частности, нет никаких обязательств либерализовать специальные и антидемпинговые меры для каждой из сторон. Есть лишь обещание постараться пересмотреть.

Тем не менее, документ все же содержит предельные сроки урегулирования данных вопросов. Отсюда можно предположить, что пустой бумажкой план не является.

Первые сроки плана действий приходятся уже на 1 января 2014 года.

По тому, как стороны реализуют эти пункты, можно будет понять, составлялась ли карта изначально как бюрократический документ, призванный завуалировать главную суть договоренностей - постепенное "стирание" суверенитета Украины. Сначала экономического, а после - политического.

Интересно, что "первый мяч" будет на половине поля украинской стороны. Именно Украина подписалась под тем, что до 1 января 2014 года:

- рассмотрит обеспокоенность российской стороны в рамках процедуры разрешения споров в СНГ и подготовит предложения по урегулированию проблемы действия специальных защитных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей;

Прем'єр-міністр Росії Дмитро Медведєв (ліворуч). Фото vesti.ru

- предоставит план действий, направленный на взаимовыгодное урегулирование проблемы действия антидемпинговых мер относительно импорта в Украину флоат-стекла.

Теоретически, с первой из упомянутых мер все равно придется что-то делать.

Во-первых, ряд стран, в том числе Россия, в связи с применением спецпошлин на легковые автомобили уже начали против Украины процедуры в рамках ВТО.

Во-вторых, статистика продаж легковых автомобилей украинского производства не говорит о том, что введение спецпошлин пошло сильно впрок украинскому автопрому.

В-третьих, лучше взяться за отмену указанной меры в обмен на что-то, чем отменять ее в рамках ВТО за "просто так".

С флоат-стеклом ситуация еще проще: сейчас в Украине такое просто не выпускается. Печь лисичанского завода "Пролетарий", на котором его делали ранее, потушена, и восстанавливать ее никто не собирается.

Таким образом, существование антидемпинговых мер в данном случае не имеет никакого смысла и лишь наносит ущерб потребителям стекла.

Трубный вопрос

Всего документ предполагает отмену Украиной и Таможенным союзом восьми антидемпинговых мер или специальных расследований.

Все эти меры являются классическим инструментом по защите внутреннего рынка страны от импортных товаров. За время "сотрудничества" двух стран таких ограничений накопилось огромное количество. В 2014 году они могут быть сняты. Впрочем, никаких гарантий.

Для Украины и персонально для олигарха Виктора Пинчука значимым является восстановление поставок на рынок ТС стальных труб. Соответствующее решение должно быть принято до 16 апреля 2014 года.

В ответ украинская сторона берет на себя обязательство до 1 марта 2014 года провести пересмотр действующих специальных мер относительно импорта в Украину труб бесшовных обсадных и насосно-компрессорных.

Это ограничение было введено в 2011 году на три года. Тогда Украина закрепила ограничения на ввоз в страну стальных труб для нефтегазовой отрасли, большая часть которых импортировалась из России.

Об этих торговых ограничениях в середине 2000-х годов попросили правительство предприятия Пинчука - Нижнеднепровский трубопрокатный завод и "Нико-тьюб".

Володимир Путін. Фото nn.ru

В итоге, Украина ввела специальные меры в отношении ввоза стальных труб с внешним диаметром не более 406,4 мм. Особый режим импорта таких товаров был реализован в виде квот для ряда стран.

В 2012 году она составляла не более 16 753 тонн, в 2013 году - 17 591 тонна, в 2014 году - 18 471 тонна. Российская доля в общей квоте была зафиксирована в пределах 71,09%.

Данный сегмент украинского трубного рынка особо емким назвать нельзя, а украинский рынок, в сравнении с российским, не является приоритетным в плане объемов потребления. Чего не скажешь о российском рынке.

Сложности в украинской трубной отрасли наметились в 2012 году. В последние два года производство труб в Украине снизилось на 500 тыс тонн.

Основной причиной стало сокращение экспорта в Россию в два раза. Так, если в 2011 году Украина экспортировала в Россию 803 тыс тонн, то в 2013 году украинские продажи труб в России составят всего 395 тыс тонн.

Возвращение на прежние позиции, например, для компании "Интерпайп", будет означать решение финансовых проблем. В конце ноября "Интерпайп" не смог выплатить 106 млн долл кредиторам, объяснив это снижением объемов продаж и доходности в России и странах Таможенного союза.

Российский рынок был ключевым для "Интерпайпа". До июля 2013 года компания пользовалась правом продавать в России 300 тыс тонн труб ежегодно без уплаты пошлины, в то время как остальные отечественные трубники платили 19-38% антидемпинговой пошлины.

Квоту на второе полугодие 2013 года "Интерпайпу" не продлили, вследствие чего трубы Пинчука подросли в цене и стали неконкурентными на российском рынке.

В 2014 году компании Пинчука предстоит выплатить, по данным Fitch, еще 307 млн долл долга. Fitch связывает платежеспособность компании с ее присутствием на рынке РФ.

В проекте "Дорожной карты" российская сторона обещает содействие в принятии квотно-ценовых обязательств у украинских поставщиков, инициировавших индивидуальные пересмотры антидемпинговых мер - до 15 марта 2014 года.

Оформить окончательное решение по поставкам в Таможенный союз некоторых видов стальных труб украинского происхождения Евразийская экономическая комиссия планирует до 16 апреля 2014 года.

Рынок РФ важен и для Харцызского трубного завода, который входит в "Метинвест" Рината Ахметова. По данным Eavex Capital, в 2012 году СНГ занимал 44% в структуре продаж "Интерпайпа" и 96% в структуре выручки от продаж труб "Метинвеста".

В 2012 году продажи Харцызского трубного завода в Россию упали на 93% по сравнению с 2011 годом. Это сразу же отразилось на выручке - она снизилась на 37%. В 2013 году в "Метинвесте" рассчитывали на получение заказов при строительстве туркменского проекта "Восток-Запад", однако контракт достался загадочным иракским поставщикам.

Віктор Янукович, Віктор Пінчук. Фото ЕП

Эксперты утверждают, что конкуренция между производителями труб очень острая, а многие вопросы, особенно нефтегазовые проекты, не свободны от политики. Харцызский трубный завод опять может стать фаворитом российских нефтяников, если Украина воздержится от евроинтеграционных планов.

В целом, украинские трубные компании пережили тяжелый год, несмотря на активные попытки закрепиться на альтернативных рынках - в США, на Ближнем Востоке, в Латинской Америка. Однако они не получили ничего, кроме новых торговых ограничений.

Конкуренция в мире очень высока, производители борются за победу в тендерах крупных нефте- и газодобывающих компаний. Преимущество часто получает местный трубный завод, в связи с чем в США новые небольшие производства появляются чуть ли не в каждом квартале.

Готовы ли украинские трубники к такой конкуренции? Очевидно, нет. Следовательно, они пополнят ряды сторонников ориентации на Россию.

Валки, арматура и метизы

Другие важные позиции "Дорожной карты" - прокатные валки и трубы из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм.

Россияне обещают начать процедуру пересмотра антидемпинговых мер в отношении кованых стальных прокатных валков, выпускаемых Новокраматорским машиностроительным заводом и Днепропетровским заводом прокатных валков.

Их присутствие на рынках стран Таможенного союза было урезано в 2011 году вследствие введения антидемпинговой пошлины в размере 26%.

Перед введением санкций правительство РФ анализировало поставки, произведенные в 2006-2008 годах и первом полугодии 2009 года. Оно выяснило, что цены на украинские прокатные валки были ниже российских на 10-20%.

Отраслевые эксперты связывали ухудшение показателей работы Новокраматорского машзавода - снижение производства на 20% в 2012 году - с действием российской пошлины. Срок действия меры истекает 26 июня 2014 года, и российская сторона обещает принять более мягкое решение по этому вопросу.

Взамен россияне в проекте "Дорожной карты" настаивают на свободном доступе на украинский рынок стрелочных переводов. Украинские подписанты обещают до 25 февраля 2014 года по ускоренной процедуре пересмотреть это решение, приостановив взимание антидемпинговых пошлин на период пересмотра.

По завершению расследования украинская сторона примет во внимание комментарии российской стороны, в том числе относительно нецелесообразности продления меры.

Микола Азаров. Фото dt.ua

Пошлина в размере 59,4% на российские стрелочные переводы действует с 2002 года. В 2008 году Украина продлила действие пошлины еще на пять лет.

В июле 2013 года Межведомственная комиссия по международной торговле снизила антидемпинговую пошлину на импорт стрелочных переводов для Муромской стрелочной компании - РФ - с 59,4% до 13,44%, при этом для других экспортеров уровень ставки остался прежним.

Годовая емкость украинского рынка оценивается одной тысячей единиц стрелочных переводов. Разница между ценами российских поставщиков и отечественных производителей до ввода пошлин могла достигать 30%. Следовательно, россияне имеют все шансы закрепиться на украинском рынке после отмены санкций.

Относительно арматуры антидемпинговое расследование будет прекращено, обещает проект "Дорожной карты".

"Российская сторона окажет содействие учету комментариев украинской стороны в рамках антидемпинговой процедуры, направленных на урегулирование данного вопроса", - говорится в документе. При этом сроки выполнения этого процесса названы совсем неблизкие - 30 октября 2014 года.

Антидемпинговое расследование против украинской арматуры началось в Таможенном союзе осенью 2013 года с подачи "Евраз-холдинга", "Северстали", "Мечела", Магнитогорского меткомбината и Нижнесергинского метизного завода. Импорт украинской арматуры в 2012 году увеличился на 69% по сравнению с 2010 годом.

Рост поставок спровоцировали российские стройки - россияне готовились к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. Возросший импорт был на руку местным строителям: дефицит арматуры российского производства составлял примерно 0,7-1 млн тонн в год.

Он покрывался за счет поставок металлопродукции из Украины, Китая и Турции. Причем, как утверждают украинские производители, они не демпинговали. Наоборот - поставляли часть продукции за рамками квоты, то есть в зоне действия компенсационной пошлины.

Крупнейшими производителями этой продукции в Украине являются "Арселор Миттал Кривой Рог", Енакиевский металлургический завод и "Донецксталь".

Украинские металлурги опасаются, что торговые ограничения могли бы отстранить их от поставок металлопродукции в разгар строительного бума, на который рассчитывают в рамках подготовки РФ к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Подарок от Путина может получить и украинская метизная отрасль. Согласно проекту "Дорожной карты", РФ до 17 марта 2014 года может оказать содействие учету комментариев украинской стороны, направленных на урегулирование данного вопроса.

С весны 2011 года в России действует трехлетняя специальная пошлина - 282,4 дол/т на ряд видов машиностроительного крепежа. Летом 2011 года действие пошлины было распространено на территорию Таможенного союза.

Фото "Интерпайп"

В Украине производством крепежа занимаются три крупных завода - "Стальканат-силур", "Днепрометиз" и Дружковский завод, а также несколько десятков мелких производств.

В докризисные годы украинский экспорт этой продукции составлял 130-150 тыс тонн. После кризиса и российских санкций поставки сократились почти в три раза, поставив украинскую метизную отрасль на грань выживания.

По данным Института экономики и прогнозирования НАН, под угрозой ограничения поставок в РФ пребывает 3,6 млн тонн экспорта украинской металлопродукции. Это 16% от общего экспорта металлопродукции на 2,2 млрд долл ежегодно.

Выгодна ли Фирташу и россиянам отмена пошлин

Для стран Таможенного союза, прежде всего, России, кроме снятия спецпошлин на легковые автомобили и антидемпинговых мер в отношении к флоат-стекла, важными позициями являются:

- отмена антидемпинговых мер относительно нитрата аммония;

- отмена специальных мер относительно труб бесшовных обсадных и насосно-компрессорных;

- отмена антидемпинговых мер относительно древесноволокнистых плит.

Однако с первыми двумя из этих трех позиций могут быть проблемы. В продлении действия пошлины на нитрат аммония заинтересован олигарх Дмитрий Фирташ. Украинское правительство обещает включить "зеленый свет" российским производителям нитрата аммония до 1 марта 2014 года.

Впрочем, переговоры с Россией ведет приятель Фирташа - Бойко. Думается, он вполне может либо затянуть отмену этой пошлины, либо вообще попытаться ее сохранить. Хотя в последнем случае россияне, разумеется, попытаются ответить симметрично.

Например, сохранив вторую позицию, которая затрагивает интересы Пинчука. Произойдет ли "чейндж Фирташа на Пинчука"? Это важный вопрос.

Россияне обещают сделать "реверанс" в пользу украинских машиностроителей и металлургов - тот самый, о котором говорилось выше. Однако и данный "реверанс" под вопросом, поскольку эти уступки вредят российским производителям.

Эксперты МВФ прогнозируют, что в 2013 году темпы роста объемов производства в РФ составят 2,5%, а в 2014 году - 3,3%. Это означает, что в течение двух лет для РФ вопросы протекционистской политики на внутреннем рынке будут весьма актуальными.

Юрій Бойко, Дмитро Фірташ. Фото podrobnosti.ua

Для того, чтобы российская политика импортозамещения была эффективной, объемы украинского экспорта на внутренний рынок России должны были сократиться на 10-15% - как раз за счет машиностроительной и металлургической продукции.

Если российские власти примут решение не в пользу своих предприятий, то все более актуальным становится вопрос: что украинское правительство продает россиянам?

Поедут ли в Россию карамель и вагоны

Кремль взял на себя обязательство до 31 декабря 2013 года провести консультации и переговоры по определению лиц, перемещающих товары украинского производства, чья деятельность характеризуется низкой степенью риска, с целью определения возможности сокращения применения к ним отдельных мер по минимизации рисков.

Простыми словами, эта норма означает, что РФ может облегчить ввоз нескольких групп товаров. Как известно, с лета 2013 года российская таможня тормозила огромные объемы украинской продукции на границе. В итоге, она дорожала настолько, что ее ввоз в РФ становился бессмысленным.

К весне 2014 года стороны должны согласовать механизм сокращения санкций в отношении компаний, чья деятельность характеризуется низкой степенью риска.

Также стороны согласуют механизм решения другой проблемы - слишком затянутых сроков проведения экспертизы проверки подлинности сертификатов СТ-1. Эти документы подтверждают, что товары произведены в Украине, а не, скажем, в ЕС.

В те же сроки должны быть урегулированы проблемы запрета продажи в РФ продукции "Рошен".  "Стороны примут все необходимые меры для нормализации торговли кондитерскими изделиями", - говорится в плане действий.

Оговаривается и срок - до 1 марта 2014 года. На радость украинским кондитерам российское правительство обещает либерализацию специальной защитной меры в отношении карамели после 7 июля 2014 года.

Таким образом, весной 2014 года украинские производители поймут, стали ли россияне лояльнее к Украине.

Наверное, наиболее важное для украинской стороны положение "Дорожной карты"- снятие проблем, связанных с поставками в Россию вагонов.

Сейчас они в РФ не экспортируются, потому что приостановлено действие сертификатов на эксплуатацию украинских вагонов российским "Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте".

Согласно договоренности, прописанной в карте, украинская сторона до 1 января изложит суть проблемы, а российская - до 1 февраля поможет ее решить.

Петро Порошенко

После этого украинские вагоностроители - "Азовобщемаш", "Днепровагонмаш", Крюковский вагоностроительный завод и Стахановский вагоностроительный завод - смогут рассчитывать на возобновление действия сертификатов на поставку вагонов.

С 2009 года российские железнодорожные перевозчики активно обновляли парк полувагонов для обеспечения перевозок угля, железной руды, стройматериалов, зерна в странах СНГ.

Это приносило украинским поставщикам миллиардные доходы - только в 2012 году продажи составили 2,31 млрд долл. Однако в 2012 году спрос упал из-за "перегрева" рынка РФ, куда прежде поставлялась львиная доля украинской продукции - около 60%.

По оценкам Российских железных дорог, после масштабных закупок подвижного состава излишек полувагонов в стране оценивается 150 тыс шт при общем парке 495 тыс шт.

В связи с этим российские регулирующие органы в последние два года с завидной регулярностью приостанавливали разрешительные документы на экспорт для украинских вагоностроительных заводов.

Последняя приостановка действия сертификатов на поставку в РФ вагонов производства "Азовобщемаша", "Днепровагонмаша" и Крюковского вагоностроительного завода, принятого РСФЖТ, случилась осенью 2013 года.

Незадолго до этого РСФЖТ запретил использование чешского литья при строительстве вагонов, отстранив таким образом от поставок Стахановский вагоностроительный завод.

В инвестиционной компании "Арт-капитал" подсчитали, что только за один месяц осени недополученная выручка всех украинских вагонопроизводителей из-за снижения поставок в РФ достигает 50 млн долл.

В начале 2013 года стало понятно, что украинским производителям придется вернуться на позиции четырехлетней давности: снизить цены на треть от 75 тыс долл и работать с украинскими потребителями продукции - "Укрзализныцей", промышленными и аграрными холдингами, которые создают собственный парк грузовых вагонов.

Переориентацию нельзя назвать безболезненной: вагоностроители не воспользовались периодом роста спроса и не провели модернизацию производств. Фактически, они работают на заводах, построенных по эталонным меркам первой трети прошлого века.

Теперь же, возможно, украинские вагоностроители смогут вернуться на рынок РФ. Нет сомнений, что ненадолго. Рынок страны перенасыщен. Там сформировался свой вагоностроительный кластер, ради которого и проводилась политика импортозамещения.

Фото УП

Кокс и утилизационный сбор

Кроме того, Украина пообещала не распространять квотирование на российский коксующийся уголь. Этот пункт очень важен для металлургических предприятий, которые не относятся к группе "Метинвест" Рината Ахметова.

Как известно, заводы самого крупного украинского олигарха обеспечены сырьем. Предприятия же группы ИСД нуждаются в импортном коксующемся угле, потому что купить его в Украине по нормальным ценам не могут. Ту же проблему испытывают украинские цементные заводы.

А вот ждать отмены утилизационного сбора не стоит. В отношении этой нормы стороны, похоже, к согласию не пришли. Украинская сторона заверяет, что до 1 января 2014 года "рассмотрит обеспокоенности российской стороны" по вопросу действующих специальных защитных мер относительно импорта в Украину легковых автомобилей.

Впрочем, уж больно расплывчатой видится формулировка: "Стороны проведут консультации с целью выхода на взаимопримлемое решение по этому вопросу" до 1 марта 2014 года. Скорее всего, импортные автомобили в Украине будут дорожать.

Реклама: