"Економічна правда" запрошує на конференцію "Відбудова України: чому не слід відкладати до перемоги"

Чим небезпечна для України оренда ГТС консорціумом

Чим небезпечна для України оренда ГТС консорціумом

Вівторок, 12 березня 2013, 15:15 -
Фото tsn.ua
Найцікавіше полягає в тому, що за підсумками 2012 року за прокачування 80 млрд куб м газу в Європу Україна отримала 3,5 млрд доларів. Після передачі ГТС в оренду, вона, природно, втратить ці гроші.(рос.)

Прошедшие 4 марта в Завидово Тверской области РФ переговоры президентов Украины и России в очередной раз не внесли ясность в будущее отечественной газотранспортной системы.

Если вспомнить, что Виктор Янукович уже неоднократно (в том числе за несколько дней до встречи с Путиным) озвучивал различные варианты судьбы ГТС, то возникает естественное недоумение. Так чего же добивается украинское руководство?

Ведь глава государства и другие высокопоставленные чиновники говорили и о создании консорциума, и о передаче газотранспортной системы в аренду, и о консорциуме с арендой.

Чтобы понять подлинные намерения нынешней власти, необходимо выяснить, какие вообще возможны варианты дальнейшего совместного использования Украиной и Россией нашей ГТС.

Реклама:

Варианты газового консорциума

Сразу оговоримся, что вероятность создания трёхстороннего украинско-российского-европейского (немецкого) хозяйственного объединения по управлению отечественной газотранспортной системой на сегодняшний день равна нулю. Произошло это в связи с последними публичными заявлениями руководства нашей страны, которые отдалили Украину от ЕС.

Поэтому рассмотрим только возможные варианты создания двухстороннего украинско-российского консорциума.

Консорциум (от лат. Consortium — соучастие, сообщество) — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных организаций.

Консорциум создает единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников. Кроме того, консорциум получает бюджетные средства и кредиты банка.

Схема ГТС Украины. Фото newzz.in.ua

Консорциум может создаваться следующим образом:

1)              Путём заключения соглашения, в котором будут определены материальные и финансовые вклады участников, их права и обязанности. В этом случае, консорциум будет иметь вид "Договора о совместном разделе продукции", и управляться небольшим техническим аппаратом (например, советом директоров);

2)              Путём создания общей управляющей компании, которая будет руководить определёнными правительствами Украины и России активами. При этом варианте будет сохранена экономическая и юридическая самостоятельности предприятий, входящих в консорциум, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением его целей.

3)              Путём создания украино-российской холдинговой компании, которая будет не только управлять переданными в её уставной фонд сторонами дочерними предприятиями, но и распоряжаться их имуществом.

4)              Путём создания совместного предприятия, в котором доли сторон в уставном фонде будут представлены финансовыми и материальными вложениями, а также роялти. В случае выхода из СП какой-либо из сторон, она вправе забрать свой вклад в материальном или финансовом виде.

5)              Путём создания смешанного акционерного общества, уставной фонд которого будет сформирован акциями украинских и российских АО. При данном варианте, каждый из участников консорциума будет владеть не материальными активами своих предприятий, а внесёнными ценными бумагами. Иначе говоря, вклады и Украины и России становятся фактически дематериализированными. В случае выхода какого-либо участника консорциума, он вправе претендовать только на денежное возмещение стоимости своих акций по их текущей рыночной цене.

Экс-министр энергетики курировал акционирование НАК "Нафтогаз". Фото liga.net

В конце декабря 2012 года пресс-служба "Нафтогаза Украины" сообщила о завершении акционирования его дочерних предприятий "Нефтегаздобыча" и "Укртрансгаз". Поэтому наиболее вероятной формой создания украинско-российского консорциума является всё же создание совместного предприятия в форме АО.

Тайны газовой кооперации "Газпрома" и "Семьи"

Но возникает несколько вопросов. Во-первых, будет ли наше руководство передавать в совместное акционерное общество всё АО "Уктрансгаз", или только какой-либо пакет акций?

Во-вторых, сколько планируется участников консорциума: два, три или четыре?

В-третьих, что планирует вносить в уставной фонд СП российская сторона: акции "Газпрома" или каких-либо других своих АО, деньги на модернизацию ГТС, долговые обязательства "Нефтегаза Украины" перед "Газпромом", или какие-либо другие нематериальные активы?

В-четвёртых, будет ли наше руководство вкладывать в украинско-российское АО только государственные активы, или ещё и частные? Например, как при создании "Надры Юзовской", когда её учредителями стали государственная "Надра Украины" и частная "СПК-Геосервис".

В-пятых, а планирует ли наше руководство вообще включать в украинско-российское СП, которое будет управлять нашей магистральной трубой и газохранилищами, государственные активы?

Отечественные СМИ уже неоднократно высказывали мысль о том, что власть хочет создать новое "РосУкроЭнерго-2". Причём, не факт, что с нашей стороны соучредителем будет компания Фирташа как "главного специалиста" по поставкам в Украину туркменского газа.

Более вероятен вариант включения в СП даже одной из компаний новоиспечённого нефтегазового олигарха Сергея Курченко, за спиной которого, как поговаривали, стоят сыновья Президента и Генерального прокурора – Александр Янукович и Артём Пшонка. Правда, Пшонка-младший опроверг свою причастности, а Янукович-младший по привычке отмолчался.

Виктор Янукович и Владимир Путин. Фото svit24.net

На подобную мысль наталкивает и недавнее заявление Януковича о намерении сдать украинскую ГТС России в аренду. Ведь передача в аренду нашей трубы и газохранилищ совместному предприятию, в котором акционером (или соучредителем) будет являться украинское государство, – нонсенс.

Кроме названного "недоразумения" заявление Януковича о возможной передаче ГТС в аренду порождает ещё ряд вопросов. На какой срок планируется это сделать: пять, десять, двадцать или 49 лет? Будут ли передаваться в аренду только магистральные трубопроводы, или подземные газохранилища тоже?

По какой цене планируется сдать в аренду украинский газовый стратегический актив?

Последний вопрос является самым важным не только для определения величины арендной платы за ГТС, но и размера вклада при создании украинско-российского СП.

Оценка ГТС: чего изволите, господин Путин?

Как уже писала ЭП, власть скрывает от украинского народа результаты оценки ГТС, которые международная компания Baker Tilly Ukraine должна была в соответствии с договором завершить ещё до 1 сентября 2012 года.

Причина этого состоит в том, что данная оценка стала предметом торга между украинским и российским руководством.

Из конфиденциального источника нам стало известно, что первоначально Baker Tilly Ukraine оценила ГТС в 31 млрд долларов. Но наших вождей такая цифра не устроила.

Ранее назывались три варианта стоимости украинской газотранспортной системы. В 2007 году компания "Имидж" оценила ее 24,8 млрд долл, в 2009 году фирма "Увекон" заявила о 9,9 млрд долл, а в феврале 2012 года авторитетный украинский оценщик Людмила Симонова назвала две цифры: 61,7 млрд долл по доходному методу, и 47,2 млрд долларов - по затратному методу.

Фото rian.com.ua

Чтобы соблюсти хоть какое-то лицо перед своими гражданами, украинское руководство отстаивало на переговорах с Москвой стоимость в 21-24 млрд долларов. Однако россияне непоколебимо исходили из озвученной ещё в августе 2011 года в Сочи тогдашним президентом России Медведевым цифры в 7-8 млрд долларов.

Предприняв ряд контрдействий, Кремль "убедил" Банковую играть по её правилам. А именно, он запустил вторую нитку "Северного потока", заложил "первый камень" в строительство газопровода "Южный поток", заблокировал через Турцию возможность для Украины создания терминала для приёма сжиженного газа на Чёрном море, проявил неуступчивость в вопросе снижения для Киева цены на газ и "выкатил" Киеву за недобор газа в 2012 году штрафные санкции в 7 млрд долларов.

На переговорах 4 февраля в Завидово Виктор Янукович уже согласился, чтобы цена ГТС составляла не больше 15 млрд долларов. Но и эта цифра вряд ли является окончательной.

Она, вероятнее всего, под предлогом необходимости компенсировать 7 миллиардный долг России будет сокращена до 8 млрд долларов.

Выгодно невыгодная аренда ГТС

И тут возникает очень интересный момент. Согласно закону Украины об аренде государственного имущества (с изменениями от 08 июля 2011) и "Методике расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения" (с дополнениями постановления Кабинета Министров Украины №961 от 14 сентября 2011) ставка арендной платы за использование госимущества колеблется в пределах 3-20% от экспертной стоимости объекта аренды.

Такой разброс обуславливается категорией объекта. Для социальных, культурных и медицинских она меньше, для производственных и административных – больше, а для торговых и бизнес предназначения – самая высокая.

Если взять хотя бы ставку в 15% (она, наверняка, будет для украинско-российского СП льготной), то тогда при стоимости ГТС в 15 млрд долларов арендная плата за её использование будет составлять порядка 2,25 млрд долларов в год. При стоимости 8 млрд - 1,2 млрд долларов.

Фото tvi.ua

Кабинет Министров своим специальным постановлением может установить размер арендной платы вне рамок существующей Методики. Но что-то подсказывает, что её величина может быть только меньшей.

Самое интересное состоит в том, что по итогам 2012 года за прокачку 80 млрд куб м газа в Европу Украина получила 3,5 млрд долларов. После передачи ГТС в аренду, она, естественно, лишится этих денег.

А те, которые мы получим за сдачу в аренду своей газотранспортной системы, будут значительно меньше.

Оправданием этого может стать аргумент, что, взяв через совместное предприятие в аренду ГТС, "Газпром" выделит необходимые финансы на модернизацию нашей магистральной трубы.

Однако, если верить недавнему сообщению "Коммерсанта Украины" со ссылкой на источник в Минэнергоугле, российская сторона не намерена этого делать. Её устраивает просто эксплуатация и управление ГТС.

Чем чревата аренда ГТС на износ

Дело в том, что статья 7 закона "О трубопроводном транспорте" запрещает передачу газотранспортной системы в аренду, концессию или лизинг.

Вместе с тем, та же статья 7 говорит, что если частная компания инвестирует в постройку новых газопроводов, она получает статус инвестора. И, согласно закону "О соглашении о разделе продукции", становится участником такого соглашения с правом производить постройку трубопроводов и эксплуатировать их.

Украинская сторона предлагала избрать именно этот вариант аренды ГТС.

Но руководство "Газпрома" настаивает на изменении законодательства. Как утверждает источник "Коммерсанта Украины", газовый монополист поставил условие, что цена газа может быть снижена задним числом с 1 января 2013 года до $260 за тыс кубометров, если Украина успеет внести необходимые изменения в законы до 1 июня текущего года.

Фото rian.com.ua

Такая позиция российского руководства, по мнению директора Института энергетических стратегий Дмитрия Марунича, обусловлена желанием иметь законодательные гарантии аренды ГТС на случай смены власти в стране.

Это утверждение имеет право на жизнь. Однако нам кажется, что "Газпром" просто хочет в течение 10-15 лет попользоваться ещё имеющимся ресурсом нашей магистральной трубы. А там, глядишь, и за копейки можно будет скупить изношенный "до ручки" наш стратегический актив. Или отказаться от этой кучи металлолома, переключившись на "Северный поток" и "Южный поток".

При любом из этих вариантов, Украина оказывается "в выигрыше". И зачем нам такой бизнес?

ПРО АВТОРА

Владимир Ларцев – экс советник председателя Фонда госимущества, директор "Центра антиолигархической политики"

Реклама: