Віталій Хомутиннік: Щоб провести амністію капіталів, треба вірити в країну та у владу

Віталій Хомутиннік: Щоб провести амністію капіталів, треба вірити в країну та у владу

Вівторок, 12 лютого 2013, 11:16 -
"Як ділитимуть фінансову поліцію?". "Думаю, збережеться статус-кво: МВС залишиться із своїм ВБЕЗом, а податкова - з фінансовою міліцією". (Рос.)

(Продолжение интервью. Первую часть, в которой рассказывается о соотношении сил в парламенте, роли Сергея Арбузова и "Семьи" в экономических процессах, читайте здесь.)

- "Экономическая правда" внимательно отслеживала ситуацию вокруг Моторно-транспортного страхового бюро. Вы таки выиграли в этом сражении.

- Да не было у меня никаких сражений. Если бы это было сражение... А это даже неинтересно.

- Почему все еще не уволили главу Нацкомфинуслуг Андрея Стасевского?

- Думаю, еще все впереди.

- Как вы оцениваете результаты работы Стасевского на занимаемом посту?

- В личном общении Стасевский приличный человек. С ним интересно поговорить о жизни, о природе, о погоде. Но, видимо, тематика комитета ему не близка.

Если бы он работал в страховании или негосударственных пенсионных фондах, то понимал бы специфику их работы. Он же пришел из структур "Нафтогаза", до этого работал в Госрезерве и, видимо, тяготился своей работой.

Стасевский сразу вошел в конфликт со мной, хотя нам нечего было делить. Когда его только назначили, мы встретились, и я сказал: давай примем закон о страховании, об автогражданской ответственности - приняли.

Я ему объяснял, что закон хороший, что если он вступит в действие, это поможет избежать банкротства страховых компаний. Он же внезапно изменил точку зрения и начал писать по всей стране письма и обращения к президенту с просьбой ветировать этот документ.

Он при должности, значит, в Администрации президента его услышали: пришло вето. Я ему говорю: зачем? Ты вникал, кивал, подписался, а потом - такое.

- Почему Стасевский изменил точку зрения? Чем это обусловлено?

- Он посидел в комитете и вернулся в комиссию, где ему рассказали совершенно другие вещи. К ним пришли страховые компании, которые этого не хотели.

- В смысле, пришли люди из "Оранты"?

- В том числе. Они активно лоббировали непринятие закона, предложенного депутатским корпусом. Тогда бы их проблемы вылезли на поверхность.

Речь идет о том, что если ты собрал со страховки 100 грн, то 60 грн из этой суммы должен зарезервировать под будущую выплату и оставить на специальном счету Моторно-страхового бюро. Бюро, в свою очередь, сможет потратить эти деньги только на выплаты, потому что среднестатистическая выплата в стране - 60%.

- Закон создавал механизм, по которому МТСБУ становился чуть ли не полноправным владельцем денег страховых компаний. При необходимости оно могло выплатить эти деньги, а могло и отказать по веским причинам.

- Они выплачиваются только по заявке страховых компаний. То есть СК говорит: плати туда, и МТСБУ не имеет права вмешиваться и менять работу в одну или другую сторону. А по итогам года, если у вас было не 60%, а 45%, то 15% возвращают на счет. На что бы это повлияло?

Сейчас на улицах торгуют страховые со скидкой 60%. Это однозначно компании, которые не будут возвращать деньги. То есть фирмы, работающие по принципу МММ или бизнеса этого - как его, с бородкой который?

- Константин Кондаков? Директор "Ммсис инвестментс", которому Нацкомиссия запретила рекламировать свои услуги?

- И правильно. Такие мошенники платят проценты или текущие платежи лишь для того, чтобы привлекать к этому других и накручивают до тех пор, пока все это не остановится, собирают деньги и уходят с рынка. То же самое и в автогражданке.

- Правда ли, что заместитель Стасевского Виктор Берлин станет следующим главой Нацкомфинуслуг?

- Думаю, нет.

- Вы заинтересованы в том, чтобы поставить своего человека?

- Никаких интересов у меня нет. Пусть я не возглавляю финансовый комитет, но я все равно не очень далеко отошел от тех вопросов. Если будут какие-то глупые решения, я так или иначе буду пытаться на них влиять.

- Сохраняете ли вы контроль над МТСБУ?

- МТСБУ контролирует страховой рынок. Представители от власти, как и от страховых компаний, входят в координационный совет. А мне его просто доверили возглавить.

- Есть ли у вас совместные проекты с Сергеем Буряком?

- Да.

- В Брокбизнесбанке хранится значительная часть депозитов МТСБУ.

- Незначительная часть, "Брокбизнес" - один из банков, с которым работает Бюро на абсолютно рыночных условиях.

"МВД ОСТАНЕТСЯ СО СВОИМ ОБЭПом"

- Одна из главных задач новообразованного парламентского комитета по налоговой и таможенной политике - провести законы, обеспечивающие деятельность нового Министерства по доходам и сборам. Уже согласована структура министерства с четырьмя заместителями. Что это будет?

- Пока идет процесс согласования и подготовки изменений в законодательство.

- Предположительно, первым заместителем станет таможенник, под управление которого перейдет "департамент таможенного дела" - так теперь будет называться интегрированная в министерство таможенная служба. Правильно ли это?

- Это не принципиально. Может быть три зама, один из которых - по таможенным вопросам.

- Первым замом у министра Александра Клименко станет Александр Дороховский - самая обсуждаемая кандидатура - или кто-то другой?

- Думаю, что нет.

- Это будет кто-то из действующих заместителей главы Гостаможслужбы?

- Однозначно, кто-то из структуры.

- Согласно одному из проектов концепции структуры МДС, в новом министерстве может появиться оперативное управление финансовой милиции, которое будет контролировать вопросы, связанные с экономической преступностью.

Сейчас этим занимаются налоговая милиция и департамент госслужбы по борьбе с экономической преступностью при Министерстве внутренних дел. Как вы относитесь к этой идее?

- Единственный нерешенный вопрос из принципиальных - что делать с финансовой милицией.

- Клименко с Захарченко не поссорились на этой почве?

- Они ведут нормальный диалог. Когда Захарченко возглавлял налоговую службу, Клименко был у него замом, они умеют говорить.

- И все же, кто побеждает? Кому отойдет финансовая милиция?

- Есть несколько вариантов.

Первый - статус-кво. Там - ОБЭП, тут - налоговая милиция. Иной вопрос, в каком статусе налоговая милиция, потому как три зама у Клименко-министра уже есть. Соответственно, налоговая милиция может существовать только в формате департамента в министерстве.

Второй вариант - финансовую милицию или полицию - как там ее назовут - выводят в отдельную, независимую структуру.

Третий вариант - все полномочия и функции стекаются в какое-то одно ведомство - Миндоходов либо же МВД.

- Подразделение с похожими функциями функционирует и в СБУ.

- Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу новыми делами они уже не могут заниматься. Для бизнеса тот факт, что СБУ убрали из этого процесса, - большой плюс.

- Кого вы поддерживаете в этом споре? Правильно ли передавать МДС возможность выявлять экономические преступления и проводить следственные действия?

- МВД расследует большое количество экономических преступлений. Однако Миндоходов эта служба нужна больше, так как сегодня Клименко отвечает за налоговые и таможенные платежи, за сбор единого социального взноса. А это все доходы в стране, поэтому финполиция в этой структуре смотрится органично.

Если у Клименко не будет структуры, следящей за правонарушениями, то ему будет очень сложно работать. Налоговики проверяют и выявляют нарушения, налоговая милиция всегда задействована в этом процессе. Тем более, сейчас в структуру министерства вошла и таможня.

Было бы логично, чтобы финансовая милиция занималась и налоговыми, и таможенными вопросами. В то же время, для бизнеса лучше, чтобы функции финансовой милиции принадлежали одному ведомству, и не было такого, что сегодня пришли милиционеры, а завтра - налоговики.

- И все же, как будут делить финполицию? Вряд ли вам это неизвестно.

- Думаю, сохранится статус-кво: МВД останется со своим ОБЭПом, а налоговая - с финансовой милицией. Вопрос лишь в том, в какой иерархии будет находиться финансовая милиция. Хотя вполне реально создание отдельной структуры.

- Президент зарегистрировал в парламенте законопроект, которым предлагается расширить полномочия Счетной палаты, предоставив ей право контролировать не только расходы, но и доходы госбюджета.

Является ли это попыткой президента создать в стране полноценного надзирателя за работой того же Министерства доходов и сборов?

- Не думаю. Расширить функции СП следовало давно. Для парламента, который должен контролировать и доходы, и расходы, это полезное дело.

Для меня Счетная палата всегда была органом, оторванным от парламента. Когда палату возглавлял Валентин Симоненко, я как депутат с десятилетним стажем не ощущал, что СП работает в структуре парламента.

- А он и не должен был. По Конституции Счетная палата - независимый орган власти, хотя и контролируют расходы госбюджета "от имени Верховной рады" - статья 98 Конституции.

- Номинально они вроде как связаны с парламентом, хотя живут своей жизнью. Должно быть по-другому. Сейчас палатой руководит Роман Магута, но у меня пока еще не было возможности с ним познакомиться и понять, как он мыслит.

По сути, если СП - парламентский орган, то он должен контролировать не только доходы, но и расходы. Другое дело, что статус СП, как и привязанность к парламенту, должны быть больше. Многое в коммуникациях между двумя органами зависит и от спикера Рады Владимира Рыбака.

"ЛЬГОТЫ НУЖНО ПЕРЕСМАТРИВАТЬ"

- Как вы относитесь к правительственному законопроекту о трансфертном ценообразовании, который был принят на одном из последних заседаний правительства?

- В мире эта идея очень популярна. Более того, постоянно усиливается борьба с попыткой занижать цены.

Основные украинские сырьевые товары - химия, металл, ферросплавы, зерно - бизнесмены не продают напрямую, а делают это через оффшоры. Там сидят их трейдеры, которые направляют товар в страны назначения.

Фактически товары уходят из Украины сразу в Нигерию, но платеж обязательно проходит через какой-то остров. Таким образом на протяжение многих лет большая часть прибыли выводилась из страны.

А потом за деньги, которые там оседали, скупались украинские предприятия и осуществлялись большие инвестиции в украинскую экономику. Все об этом знают, но никто ничего не делает. Сама идея мне симпатична.

- Министерство доходов и сборов намерено установить контроль над операциями между связанными лицами внутри группы компаний и внешнеэкономическими сделками с резидентами стран с очевидно низким уровнем налогообложения.

Под контроль попадут все операции с контрагентами свыше 50 млн грн в год, а контролировать цены будет специальный Центр мониторинга товарных рынков, созданный в декабре 2012 года. Вы считаете нормальным, что задавать цены будут налоговики?

- Нет, это как раз то, что смущает меня в законопроекте. Если металл стоит 1 тыс долл, а по оценке налоговика - 1,3 тыс долл, то несправедливо требовать от бизнеса доплатить налоги, якобы начисленные на основании рыночных цен.

- Какими информационными базами будут пользоваться сотрудники этого центра? И кто вообще эти люди - аналитики, чиновники?

- Законопроект еще не зарегистрирован в парламенте, поэтому рано говорить. Я сказал Клименко то же, что говорю вам: если цена на товар будет формироваться по формуле "расходы плюс", то это неправильно.

Пусть доход составляет 30% или 150%. Если они производят продукцию, которая в мире пользуется спросом, формула "расходы плюс" не подходит. Нужно считать по методу аналогичных цен в мире.

- То есть по биржевым ценам?

- По мировым известным товарным биржевым ценам.

- Но ведь есть особенности локальных рынков, да и множество других особенностей.

- Да, и это нужно прописать в законе. Речь не только о локальных рынках, но и об объемах поставок. Ведь ты можешь поставить в течение года один вагон, а можешь тысячу - все это влияет на цену.

Затем, как быть с форвардными контрактами? Сегодня ты заключаешь контракты на поставку товаров в сентябре, берешь на себя риски и хеджируешь их. Все эти вопросы должны быть учтены, мы над ними будем работать в комитете. Законопроект будет вынесен на повестку работы комитета в ближайшее время.

- По законопроекту, если сотрудники Центра выявят случаи уклонения от налогообложения при операциях с аффилированными структурами, участникам таких схем в судебном порядке будет предложено уплатить налоги, начисленные на основании рыночных цен, а предприятие еще и оштрафуют.

Как должна формироваться политика штрафов?

- Не должно быть такого, что налоговая увидела где-то, начислила, оштрафовала, а потом - иди, налогоплательщик, доказывай обратное. Этот вопрос тоже станет предметом дискуссий.

- Согласно программе активизации развития экономики на 2013-2014 годы власть намерена провести аудит налоговых льгот, и самые неэффективные - ликвидировать. Например, в правительстве предлагают вернуть уплату НДС при импорте лекарств, хотя и ввести его в размере 7%, а не 20%.

- Я согласен с тем, что льготы нужно пересматривать, их много. Нужно проанализировать, какие из них рабочие, какие - нет.

- Насколько оправданы льготы, предоставленные компании Shell?

- Льготы конкретно Shell не предоставлялись. Есть закон о разделе продукции, и они будут работать согласно нему (закон предусматривает предоставление налоговых льгот. - ЭП).

- В свое время правительство планировало провести амнистию капиталов. По нашей информации, проект с похожим смыслом готовится в стенах МДС. Планируете ли вы возвращаться к этой идее и в каком виде?

- Чтобы это провести, важно ответить на два вопроса.

Первый - насколько люди верят в страну и во власть, чтобы сказать: "У меня есть миллион, я признаю, что где-то его заработал"?

Второй - сколько я должен с этого заплатить? Я считаю, что 5% - максимум, иначе не будет амнистии.

Все остальное - детали.


powered by lun.ua
Підпишіться на наші повідомлення!