Кому загасять сигарету

Кому загасять сигарету

Понеділок, 11 лютого 2013, 07:28 -
Можна припустити, що нова система стягнення акцизів збільшить бюджетні надходження. Однак вона вдарить, насамперед, по виробниках, що роблять ставку на недорогі сигарети. (Рос.)

Табачный рынок привык к плохим новостям. Он постоянно подвергается все более жесткому регулированию, запретам и ограничениям.

Нынешний год не стал исключением - у рынка сигарет опять новые правила. Однако на этот раз нововведения огорчат не всех.

Новая система взимания акцизов ударит, прежде всего, по табачникам, делающим ставку на недорогие сигареты.

А вот компании, специализирующиеся на премиальном табаке, получат некоторые послабления.

Реклама:

Основные же потери понесет потребитель, которому придется выбирать между дешевым товаром, контрабандной и контрафактной продукцией.

Как известно, в конце декабря президент подписал законопроект №10687, который предполагает изменения структуры акцизного налога. Документ усиливает специфический компонент акциза и снижает адвалорный.

Разница между ними в том, что специфический компонент взимается как фиксированная сумма с каждой проданной пачки сигарет, а адвалорный является аналогом налога с оборота - он рассчитывается от стоимости пачки и добавляется к цене продажи.

Перевод всех табачников на "специфическое" налогообложение сыграл на руку компаниям, которые производят дорогие сигареты с фильтром.

В сигаретах премиальных сегментов дороже 10,3 грн доля акциза в стоимости уменьшится. И наоборот: для продукции доступного ценового сегмента, обычно это сигареты без фильтра, - возрастет.

К примеру, для ТМ "Прима" (Imperial Tobacco) доля налогов в стоимости пачки сигарет ранее составляла 69%, а теперь она возросла до 72%. Тогда как для ТМ Sobranie (JTI) доля налогов в цене пачки упала с 45% до 39%.

Доля налога в стоимости пачки сигарет

Бренд, компания

Розничная цена до 1 января 2013 года, грн

До 1 января 2013 года, %

Розничная цена в соответствии с проектом закона №11284-11285, грн

С 1 января 2013 года, %

Прима, Imperial Tobacco

7

69

7,9

72

Sobranie, JTI

30

45

26,56

39

Прилуки, ВАТ

7,5

67

8,28

69

Marlboro, Philip Morris

13

55

12,43

53

Источник: участники рынка

От изменения принципа взимания акциза выиграли крупные кампании - Philip Morris и JTI. Значит, лоббировать закон №10687 могли именно они.

Безоговорочным лидером высокодоходных сегментов "премиум" и "субпремиум" является Philip Morris. Сегмент "премиум" занимает на рынке 16%, из которых у Philip Morris 57,5%. А в сегменте "субпремиум" - 22,8% рынка - она имеет 33,5%.

Однако и в доступных сегментах у этой компании сильные позиции: из 61,2% доля PM составляет 26,2%.

Как отмечают в "Филип Моррис Украина", по итогам розничного аудита, проведенного фирмой "АС Нильсен Юкрейн" в декабре 2012 года, лидером доступного сегмента стала ТМ Bond Street - самая крупная ТМ в портфеле PM.

"Также в 2012 году "Филип Моррис Украина" запустила марки "Оптима класична" и "Оптима сучасна" в сегменте сигарет без фильтра и к декабрю завоевала 14,5% этого сегмента", - говорит менеджер по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью "Филип Моррис Украина" Олеся Оленицкая.

Перевес в сторону дорогой продукции наблюдается и у JTI - доля компании в высокоценовом сегменте составляет почти 60%.

Понятно, что у компаний, которые делают ставку на более дешевые сигареты, проблем прибавится. В частности, общая доля рынка сегментов до 10,3 грн - "средний", "нижний" и "без фильтра" - составляет 61,2%.

Из них более половины составляет продукция компании Imperial Tobacco - 32,1%, тогда как в классе "премиум" у нее лишь 12,2%, а в высокоценовом - 1,7%.

Оценочные доли рынка сигарет без фильтра на рынке Украины, %

Транснациональные зарубежные компании

64,8

ДП "Табачная фабрика "Хамадей"

35,1

Феодосийская табачная фабрика

0,1

Источник: Pro-Consulting

Доля скандального предприятия "Хамадея" в целом по легальному рынку - чуть более 1%. А вот в сегменте безфильтровых сигарет (6,4% рынка), по данным аналитической компании Pro-Consulting, оно занимает 35% рынка.

Доли рынка и компаний по сегментам, ноябрь 2012 года, %

Доля сегмента на рынке, %

Сегмент

К ноябрю 2011 года, п. п.

Philip Morris

ВАТ

Imperial Tobacco

JTI

16

Премиум, 12 грн и выше

+ 1,1

57,5

27,6

12,2

2,5

22,8

Субпремиум, 10-12 грн

-1

33,5

2,9

1,7

58

27,1

Средний, 8-10 грн

+0,4

26,2

19,8

32,1

16,6

27,7

Нижний, до 8 грн

-0,4

6,4

Без фильтра, 3,5-8 грн

-0,1

Источник: участники рынка, AC Nielsen

Налоговые тяготы все чаще ложатся бременем на кошельки потребителей. Этот раз - не исключение.

Как отмечает финансовый директор Imperial Tobacco в Украине Владимир Антипенко, после повышения акцизов цены на сигареты низкого ценового сегмента выросли на 10-15% - в среднем на 1 грн за пачку, а более дорогие сигареты подорожали на 50 коп.

Директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут видит ситуацию иначе. В то время как цены на сигареты среднего и высокого ценовых сегментов постепенно повышались в течение последних двух лет - на 5% в год, цены на дешевые бренды оставались неизменными или даже снижались.

К примеру, если "Прима люкс" в мае стоила 8 грн, то в июне ее цена упала до 6,5 грн. В результате, по прогнозам на 2012 год средняя цена пачки сигарет должна была составить 8,3 грн, а составила 8,09 грн.

Можно предположить, что новая система взимания акцизов позволит увеличить бюджетные поступления. Однако производители отмечают другой важный, по их мнению, итог новации: удорожание низкоценового сегмента ударит по потребителям с небольшим доходом и приведет к дальнейшей тенизации рынка.

Как заявляет директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Юрий Кишко, рост налоговой нагрузки на дешевые сигареты и ее снижение для дорогих сигарет привели к тому, что уже исчезло легальное предложение на сигареты в сегменте от 4 до 7 грн.

Кроме того, если в других сегментах потребитель может перейти на более дешевое предложение, то курильщику нижнего и безфильтрового сегментов остается только контрафакт (подделки) или контрабанда.

Фото preemnik2008.net

Теневая сфера наверняка готова к новым условиям. По словам Кишко, в 2012 году на внутреннем рынке росли доли и контрабандной, и контрафактной продукции. "Такого уровня контрафакта на рынке еще не было", - подчеркнул он.

По данным TNS Ukraine потребление контрабандной продукции в стране увеличилось с 4,2% в октябре 2011 года до 4,4% в октябре 2012 года. Помимо этого, по оценкам экспертов Imperial Tobacco в Украине, доля контрафактной продукции на рынке составила как минимум 1%.

По данным JTI, в 2012 году более 4% украинских курильщиков потребляли нелегальную табачную продукцию. Этот показатель растет с 2008 года, когда уровень потребления контрабандных и контрафактных сигарет был близок к нулю. Эти данные подтверждает Государственная таможенная служба.

Кроме того, появилось понятие "контрабанда контрафакта": в Украину везут сигареты, нелегально произведенные в другой стране.

Оценивать перераспределение долей игроков на рынке, которое может произойти в 2013 году, еще рано - о своих новых ценах объявили не все компании.

"Говорить о влиянии закона на табачный рынок и показатели компаний-участниц пока преждевременно, ведь новые ставки акциза вступили в силу всего несколько недель назад, 4 января 2013 года", - отмечает менеджер по коммуникативным вопросам "Бритиш американ тобакко Украина" Елена Тищенко-Тишковец.

Тем не менее, если у производителей сигарет с акцентом на премиальность Philip Morris и JTI появились дополнительные преимущества, то цель для Imperial Tobacco - хотя бы сохранить позиции компании на нынешнем уровне.

Реклама: