Про що мовчать претенденти

Про що мовчать претенденти

Понеділок, 18 січня 2010, 17:32 -
Справжній виклик для України - як радикально підвищити продуктивність праці, яка складає 15% від рівня аналогічного показника у США. Це означає, що роботу, яку американець робить за один день, українець буде виконувати майже тиждень. (рос.)

Если бы маленький ребенок послушал кандидатов в лидеры нации, то узнал бы, что в случае их индивидуальной победы в стране будет все хорошо и даже лучше, чем представляют себе его родители.

Любой осведомленный отец не сразу бы придумал, что сказать малышу, потому что претенденты в лидеры нации говорят не все. Они не отвечают на главный вопрос: как и за счет чего они изменят страну.

Есть и много других вопросов. Где мы? В чем препятствия и вызовы для устойчивого экономического роста? В каких секторах есть локомотивы роста? Какие финансовые ресурсы необходимы для подъема? И самое главное - где их взять, и что нужно для этого сделать?

Позади планеты всей

В конце 2009 года ЕБРР опубликовал сравнительную таблицу макроэкономических показателей по всем бывшим коммунистическим странам. Для Украины эта таблица - своеобразный приговор. Лишь семь стран не достигли в 2008 году уровня ВВП 1989 года, взятого за 100%.

Это государства с небольшим внутренним рынком, отсутствием природных ресурсов, богатой историей гражданских войн и внутренних конфликтов: Молдова, Таджикистан, Грузия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Украина.

С учетом падения реального ВВП в 2009 году на 15% основной экономический итог двадцатилетнего развития таков: ВВП Украины находится на уровне 50% от показателя 1989 года.

Валовий внутрішній продукт пострадянських країн

2008 рік,
% до 1989 року

Прогноз росту у 2009 році

2009 рік,
% до 1989 року

Туркменистан

226

+6

232

Туреччина

221

-4

217

Польща

178

-3

175

Азербайджан

177

+5

183

Словаччина

164

+4

168

Білорусія

161

-1

160

Киргизія

100

+5

105

Чорногорія

92

-5

87

Боснія і Герцеговина

84

-3

81

Сербія

72

-2

70

Україна

70

-15

55

Грузія

61

-4

57

Таджикистан

61

+3

64

Молдова

55

-5

50

Джерело: EBRD Transition Report 2009 рік, офіційні джерела, розрахунки автора

По другим ключевым показателям уровня и качества жизни отставание Украины от бывших соседей по соцлагерю также в разы:

Україна

Польща

Угорщина

Сербія

Румунія

Болгарія

ВВП на душу населення, дол.

3 920

13 799

15 542

6 782

9 291

6 857

Середня зарплата, євро

170

650

701

345

442

290

Середня пенсія, євро

74

313

290

229

191

133

Тривалість життя, чол./жін.

62/74

71/80

69/77

72/76

69/76

69/77

Індекс щастя, місце у рейтингу

95

77

90

58

70

82

Джерело: "Український тиждень"

По уровню международной конкурентоспособности, измеряемой Глобальным индексом конкурентоспособности, Украина в 1998-2007 годах опустилась на 20 ступенек вниз - с 53 до 73 места, пропустив вперед многих бывших социалистических собратьев.

Присоединение в 2008 году к ВТО не содействовало расширению географии украинского экспорта и улучшению его товарной структуры.

Положительное сальдо внешней торговли Украина имеет лишь со странами Африки. По всем товарным группам сальдо торгового баланса страны отрицательное, за исключением продукции растениеводства, растительного масла, шкур скота и черной металлургии.

Возросла зависимость экономики от импорта энергоносителей, легковых автомобилей, технологического оборудования, химической продукции, стройматериалов и даже продуктов питания.

Иными словами, Украина преимущественно экспортировала сырье с низкой добавленной стоимостью, а импортировала все то, что должна и могла производить сама, финансируя возросшим внешним долгом зарубежных товаропроизводителей и создавая занятость за рубежом.

Малыш должен знать: существует серьезнейшая проблема отставания страны от других государств мира.

Однако бесконечные мантры претендентов в лидеры нации не дают ответа на самый важный вопрос: когда Украина сможет достичь экономического благосостояния хотя бы уровня 1989 года?

Для этого нужно увеличить ВВП страны на 40-50% по сравнению с уровнем 2009 года, что эквивалентно поддержанию в течение десяти лет ежегодных темпов роста реального ВВП не ниже 5-8% годовых.

Да, в 1998-2007 годах уровень жизни в Украине повысился вдвое, поскольку реальный ВВП страны рос в среднем на 6,6% в год, что было в два раза выше, чем в среднем по миру.

Происходило это за счет бурного прироста добавленной стоимости в банковском секторе, торговле, телекоммуникациях и добывающей промышленности, а также за счет повышения производительности труда на 7,2% в год, роста экспортных цен, бума кредитования и потребления.

Однако последний кризис показал уязвимость моноэкспортной модели развития без формирования внутреннего ринка и конкуренции.

Резкая девальвация гривни и рекордное падение ВВП, а также кризис доверия к банкам и кредитная стагнация, обнаружили, что для восстановления роста на предкризисном уровне мало просто улучшения мировой экономической конъюнктуры.

Без преодоления негативных тенденций и структурных тормозов, требующих быстрых политических решений и огромных финансов, перспективы возобновления высоких темпов роста в Украине туманны. Следующий глобальный кризис ударит по экономике еще больнее.

Уровень Польши - к 2020 году

Каковы главные препятствия и вызовы для возобновления устойчивого экономического роста?

Препятствие состоит в беспрецедентном ужесточении международной конкуренции и постепенном вытеснении с рынка традиционных экспортеров, главным образом, со стороны наиболее динамичных развивающихся стран - Бразилии, России, Индии и Китая.

Это приводит к необратимым потерям на ключевых для Украины внешних рынках, где до сих пор формировалось более 50% ВВП страны.

По оценке McKinsey & Co, годовой прирост сталелитейных мощностей Китая больше, чем все мощности черной металлургии Украины.

В 2008 году, когда Китай стал нетто-экспортером, лишь 40% украинского экспорта стального проката было произведено с помощью эффективных технологий непрерывного литья. В Японии этот показатель равен 98%.

Доля экспорта в ВВП - 50%. На металл, сырье и удобрения приходится 60% экспорта. "Эра металлистов и химиков" приходит к концу, и выход здесь только один: в диверсификации экономики, существенном изменении структуры экспорта и импорта.

Вызов - в высоком уровне износа основных производственных фондов. Этот показатель вырос с 44% в 2000 году до 55% в 2007 году.

Это означает не только необходимость огромных инвестиций для их модернизации, но и растущие издержки по отвлечению все большей части рабочей силы для ремонтов и техобслуживания оборудования.

Сложно точно подсчитать, какие финансовые ресурсы для этого необходимы, но это - десятки миллиардов.

Препятствие - в устарелости транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктур, что сдерживает развитие не только транзитного потенциала, сельского хозяйства, промышленности, но и создает реальную угрозу масштабных техногенных катастроф.

По оценке, чтобы довести плотность автодорожной инфраструктуры Украины до уровня Турции, необходимо в течение десяти лет вкладывать в дороги до 80 миллиардов гривен в год, то есть потратить на это в 2010-2020 годах весь сегодняшний ВВП страны.

На срочный ремонт жилищного фонда, котельных и водопроводно-канализационной системы потребуется, по скромным оценкам, около 250 миллиардов гривен. Еще столько же - на модернизацию ЛЭП и реконструкцию ТЭС и АЭС. Суммарно - 1 300 миллиардов гривен.

Тормоза - в чрезвычайно высоком уровне энергетической интенсивности ВВП, из-за чего около 15% ВВП страны каждый год идут на обогрев атмосферы, обогащая страны, которые экспортируют энергоресурсы.

Предположительно на "революцию энергетической эффективности" понадобятся инвестиции минимум в 10% ВВП в год в течение пяти лет. А это суммарно 400 миллиардов гривен.

Препятствие состоит в отсутствии банковского кредитования. Доля проблемных займов в балансах учреждений достигает 25% от общих активов. Пока "плохие" ссуды сидят в балансах, банки не будут кредитовать реальный сектор.

Скорее всего, государству придется взять на себя большую долю проблемы безнадежных ссуд, особенно для социально уязвимых слоев.

По оценке Fitch, вместе с дополнительной капитализацией банковской системы и наполнением Фонда гарантирования вкладов это может стоить 100-150 миллиардов гривен.

Тормоза - в набирающей силу опасной тенденции сокращения рабочей силы и трудоспособного населения. В 1998-2007 годах количество трудоспособного населения Украины сократилось на 3%.

По оценкам экспертов, в 2007-2020 годах количество работоспособных в Украине упадет еще на 10% до 19 миллионов человек. И это притом, что общая численность населения сокращается, а количество пенсионеров будет держаться на уровне 14 миллионов человек.

Это значит, что в геометрической прогрессии будет расти фискальная нагрузка на бизнес, финансовая - на систему пенсионного обеспечения, социальная - на всех работающих и общественная - на систему здравоохранения. Все это - огромные деньги.

Настоящий вызов - как радикально повысить производительность труда, которая составляет 15% от уровня аналогичного показателя в США. Это значит, что работа, которую американец делает один день, украинец будет выполнять почти неделю.

По оценкам экспертов, для достижения и поддержания предкризисных темпов роста производительности труда этот показатель необходимо повысить более чем в 2,5 раза. Другой способ - увеличить работоспособное население страны на 29 миллионов человек.

И только в этом случае к 2020 году, когда малышу уже перевалит за десять лет, Украина по уровню ВВП на душу населения сможет достичь сегодняшнего уровня Польши.

Каковы перспективы увеличить в разы производительность труда в Украине? Ученые говорят, что страна имеет определенные резервы. Путей тут несколько, но и они, в основном, весьма капиталоемкие.

Это инвестиции в современные технологии, внедрение инноваций, использование передовых управленческих ноу-хау, перемещение трудовых ресурсов во внутрикорпоративные сегменты экономики, создающие более высокую добавочную стоимость, возрождение системы ПТУ и повышение профессиональных навыков рабочей силы.

Трудно оценить, во что может обойтись проект по обновлению основных фондов, повышению производительности труда и инновационному развитию экономики. Можно смело утверждать, что на это потребуется 10% ВВП ежегодно в течение десяти лет, или 800 миллиардов гривен.

Приоритеты - село и интернет

Что развивать в первую очередь? На чем сосредоточиться в ближайшее время?

На фоне 365 приоритетов, стоящих перед страной и требующих немедленного финансирования, следует, прежде всего, обратить внимание на те секторы, где есть наибольшие перспективы высокого роста и создания добавочной стоимости. И это не металлургия.

Несмотря на то, что этот сектор будет еще долго играть важную роль, они вряд ли сможет серьезно увеличить объемы производства и нарастить стоимость. Украинские предприятия проигрывают международным соперникам по показателям эффективности, тогда как глобальная конкуренция становится здесь все жестче.

Есть группа секторов, которые, по мнению международных аналитиков, уже сейчас имеют высокий потенциал повышения производительности труда, причем, без значительного привлечения дополнительной рабочей силы. Это сельское хозяйство, телекоммуникации, включая интернет, финансовые услуги и розничная торговля.

Все кандидаты в лидеры говорят о сельском хозяйстве как несомненном конкурентном преимуществе Украины.

Если учесть, что поголовье скота в 2008 году составляло всего 10% от уровня 1989 года, а засевается всего 44% полей, то потребуется 10-14 миллиардов долларов в год в течение пяти лет, чтобы достичь в отрасли уровня производительности труда сегодняшней Польши. А это - 50-70 миллиардов суммарно.

В среднесрочной же перспективе новые рабочие места могут быть созданы в транзитной логистике, туризме, машиностроении и строительстве.

В транспортной логистике повышение качества дорог, упрощение экспедиционных и таможенных процедур, создание вспомогательной обслуживающей инфраструктуры и сети торговли создаст новые рабочие места и добавочную стоимость.

Туризм может стать серьезным локомотивом роста при условии, что государство уделит ему системное внимание с учетом передового международного опыта. В 2007 году по уровню посещаемости иностранными туристами Украина обошла Великобританию, Польшу, Швецию и Россию.

Однако "выкачать" доходы по максимуму из туристов Украина не может - турист за посещение оставляет в стране в среднем 200 долларов, тогда как даже в России - в два раза больше.

Инвестиции в туристическую инфраструктуру могут легко увеличить доходы страны до 10 миллиардов долларов в год, создав при этом до полумиллиона новых рабочих мест и платформу для народного предпринимательства.

Ниши в машиностроении, где национальные производители не обеспечивают и 50% внутреннего спроса, могут стать хорошим локомотивом для импортозамещения.

Например, сегодня страна во время посевной использует в четыре раза меньше тракторов, чем Турция, и в шесть раз меньше, чем Франция. Чтобы догнать Турцию, ежегодный спрос должен составлять 60-80 тысяч сельхозмашин в год, что больше годового объема производства на среднем машиностроительном заводе в Европе.

В аграрном бизнесе - колоссальный источник стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения. Нужна лишь активная государственная промышленная политика, подкрепленная соответствующими финансовыми ресурсами.

Строительство, несмотря на бум и спад, также имеет большой потенциал роста, поскольку значительно отстает от этого сектора в европейских странах.

Например, на сооружение объектов инфраструктуры в Украине тратится лишь 2% ВВП в год, то есть немногим более 16 миллиардов гривен, тогда как в соседней Польше этот показатель в четыре раза выше - 8% ВВП.

По мнению экспертов, перспективы роста производительности труда в строительстве Украины составляют 6% в год, что вдвое выше нынешнего уровня.

Это значит, что через десять лет отрасль может удвоить объемы производства и увеличить на 25-30% численность занятых в ней, а также стать локомотивом для расширения внутреннего рынка стройматериалов, металлоконструкций и новых технологий.

Продолжение следует...

Юрий Полунеев, народный депутат Украины, член Совета НБУ

"Экономическая правда" приглашает ведущих экономистов Украины, в том числе представителей всех политических сил, принять участие в экспертной дискуссии вокруг анализа ключевых экономических проблем и путей их решения.