О проблемах отечественного рынка автоперевозок

Середа, 2 листопада 2011 —
Данные ежеквартальной статистики показывают рост сектора автомобильных грузоперевозок. На деле - игроки рынка находятся в постоянном напряжении. Виной тому ряд укоренившихся проблем.
На фоне роста налогов, реформ в таможенной отрасли, роста цен на топливо, дефицит автотранспорта, пожалуй, главный фактор, влияющий на всех без исключения участников логистической цепочки. При этом причина проста – физическая нехватка грузовых автомобилей. Однако, транспортные предприятия не торопятся приобретать новую технику. Все помнят последствия кризиса 2008 года и результаты падения спроса на грузоперевозки. Тогда большая часть перевозчиков «работали в 0». А труднее всего пришлось тем, кто приобрёл автомобили на заёмные средства. 40% транспортных компаний в Европе просто ушли с молотка, не сумев справиться с лизинговыми обязательствами. Сегодня Украина отстаёт от большинства европейских стран в среднем на 12-15 лет в сфере организации транспортной инфраструктуры. Это становится очевидным при оценке структуры автопарка, где обновление транспорта производится в основном за счет б/у автомобилей. По итогам продаж грузовой техники в Украине лидируют марки «ГАЗ», «КамАЗ» и «МАЗ» - более 50% сегмента грузовых авто. К тому же, Министерство инфраструктуры предлагает внести изменения в закон «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территрию Украины и регистрации транспортных средств». И если они будут приняты, то уже с 1 января 2012 г будет запрещён ввоз и регистрация авто ниже стандарта «Евро-3». По данным АсМАП, на балансе украинских транспортных компаний сейчас находится 12,5 тыс автомобилей стандарта «Евро-2», а это половина всего автопарка. Такие машины уже не допускаются в Грецию, Австрию, Италию и Бенилюкс. Но пока они эксплуатируются в Украине, странах СНГ и части Европы. Новые автомобили могут позволить себе только крупные транспортные компании, задействованные в международных перевозках. Рынок прибывает в ситуации, когда перевозчики выбирают себе клиентов, ориентируясь на ставки, сроки оплаты, время простоя и тип груза. Главными заказчиками транспортных компаний являются логистические операторы. И многие из них вынуждены были пересмотреть условия сотрудничества с подрядчиками. При таких колебаниях на топливном рынке и дефиците оборотных средств рост ставок на доставку грузов неизбежен – констатируют учасники рынка. Большинство операторов испытывают наибольшие трудности с поиском автомобилей в периоды сезонного дефицита транспорта. Сезонные обострения, пожалуй, самая «болезненная» проблема отечественных перевозок. Они происходят несколько раз в год, ознаменовываясь срывом налаженных поставок и ростом расценок. В это время общая проблема дефицита автотранспорта очень ощутимо бьёт по бизнесу операторов. Многие логисты уже внесли сезонные повышения спроса на услуги перевозчиков в перечень плохо управляемых рисков. Ситуация может стабилизироваться с приходом на рынок малых автоперевозчиков. Для этого необходимо создать благоприятную фискальную среду, прозрачные условия кредитования и лизинга. Очевидно, что в ближайшее время этого ждать не приходится, а впереди декабрь и участники рынка заранее готовятся к ежегодному транспортному коллапсу.
Реклама: