Результаты исследования «Будущее автомобильной промышленности. Что думают о «зеленых» автомобилях на трех континентах»

Вівторок, 22 березня 2011 —
Все более уверенно заявляют о себе технологии, которые 10—15 лет тому назад многие эксперты и простые автолюбители считали концептуальными изощрениями инженеров-мечтателей, данью «экологическому» тренду, а потому мало кто верил в их «массовый» потенциал. И только теперь всем стало понятно, что все это было не зря.
На самом деле человечество уже вступило в эпоху «зеленого» автомобилестроения. Лучшее тому доказательство — 81-й Женевский автосалон (Geneva Motor Show), собравший в этом году более 700 автомобильных брендов из 30 стран. Экономия топлива и альтернативные двигатели — именно эти темы в этом году вновь стали основными на автосалоне в Женеве, где автопроизводители со всего мира представили свои новейшие технологические разработки. На автосалоне состоялось свыше 170 мировых и европейских премьер. Четверть из них — это автомобили с альтернативным приводом (гибридным, полностью электрическим, газовым). Эта цифра впечатляет. Особенно, когда в реальном мире соотношение между традиционными моторами и альтернативными, мягко говоря, далеко не в пользу последних. Например, из 51 миллиона легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии, только 40 тысяч имеют гибридные двигатели. А из трех миллионов легковых авто, поставленных в прошлом году на учет немецкими автолюбителями, только чуть более тысячи имели электродвигатели.

Над созданием «зеленых» автомобилей (от англ. green vehicle или environmentally friendly vehicle) трудятся все крупные игроки — от Peugeot и Audi до Ferrari (Ferrari 599 Hybrid) и Rolls-Royce (102EX Phantom Experimental Electric). Показательно, что даже компании из Китая, где пока мало кого волнует охрана окружающей среды, начинают инвестировать колоссальные средства в создание и развитие линеек «зеленых» авто. И это вполне оправдано, поскольку сегодня ключом к основным мировым рынкам наряду с качеством, безопасностью и доступными ценами, становится «экологичность» автомобилей.

Автопроизводители соревнуются между собой как в стремлении максимально экономить невозобновляемые энергоресурсы, так и в сведении к минимуму негативного воздействия на окружающую среду. И если раньше никто не продвигался дальше концептов, то сейчас компании переходят от заявлений и экспериментальных образцов к массовому внедрению своих разработок.

«Альтернативный» автомобильный сектор растет медленно, но зато уверенными темпами. Спрос на «зеленые» автомобили сформировался еще до нынешнего кризиса и не угас, несмотря на продолжительное снижение цен на нефть. Сегодня, в свете борьбы с глобальным потеплением и с учетом реализации планов по уменьшению зависимости от традиционных невозобновляемых энергоносителей, правительства многих стран с помощью монетарных и немонетарных инструментов мотивируют своих граждан покупать именно «зеленые» автомобили. Однако пока такие автомобили слишком дороги и неудобны для повседневного использования, поскольку еще не создана вся необходимая инфраструктура (станции для заправки биотопливом и для быстрой подзарядки аккумуляторов электромобилей, сервисные центры и тд.).

Что же обо всем этом думают сами автолюбители? Чтобы выяснить это, экспертные группы Appleton Mayer решили провести опрос 30 000 владельцев автомобилей в 10 крупнейших городах мира. Ниже представлены основные данные, полученные в ходе этого опроса.

Почему не воспринимают «зеленые» автомобили

Отвечая на вопрос «Оценивая текущее и потенциальное предложение, готовы ли вы купить автомобиль, работающий на альтернативных/«чистых» видах топлива?» 16% опрошенных владельцев автомобилей ответили «Да».

Больше всего сторонников «зеленых» автомобилей оказалось в Токио (30%), Шанхае (28%), Сеуле (24%), Берлине и Нью-Йорке (в обоих городах по 19%). Пока не воспринимают такие автомобили в Москве и Киеве — только 1% респондентов хотели бы приобрести такой автомобиль.

Среди главных причин, которые удерживают от покупки (от принятия решения о покупке) «зеленого» автомобиля, 90% респондентов назвали отсутствие подробной информации о таких автомобилях, высокую стоимость (76%) и отсутствие развитой «обслуживающей» инфраструктуры (69%).

Как стимулировать продажи

Экономия — вот основной стимул, которой мотивирует купить именно автомобиль, работающий на альтернативных/«чистых» видах топлива. Именно на этом акцентировали внимание 91% опрошенных автолюбителей. Интересно, что только 21% респондентов отметили заботу об окружающей среде в качестве одного из мотивов. При этом 25% заявили, что «зеленый» автомобиль для них — это один из способов выделиться на фоне владельцев обычных автомобилей.

Вообще, что касается стимулирования продаж автомобилей, которые используют альтернативные виды топлива, то здесь можно выделить три базовых направления. Во-первых, инициативы производителей и продавцов. Такие инициативы заключаются в реализации лизинговых программ (лизинг либо всего автомобиля, либо наиболее дорогостоящих элементов — например, батарей или «домашних» стационарных заправочных/зарядных комплексов), содействии в утилизации вышедших из строя элементов (батарей, электромоторов), предоставлении бесплатной консультационной и технической поддержки. Во-вторых, инициативы государства (правительство, местные власти). Государство создает некий «компенсационный пакет», который, в свою очередь, можно разделить на две части — монетарные и немонетарные стимулы. К монетарным стимулам относятся: налоговый кредит, гранты (государственные бонусные выплаты покупателям гибридов или автомобилей, которые используют альтернативные виды топлива), освобождение от уплаты налога при регистрации нового автомобиля, а также дорожного сбора. К немонетарным стимулам можно отнести: бесплатная парковка, бесплатный проезд по платным дорогам, свободное использование специальных зон (дорожных полос для автобусов или спецтранспорта). В-третьих, инициативы компаний, которые заключаются в финансовой поддержке сотрудников, которые хотят приобрести именно «зеленый» автомобиль, а также в реорганизации корпоративного автопарка путем замены обычных автомобилей на их «экологические» аналоги. Например, компания Google предоставляет корпоративный кредит в размере $5000 всем сотрудникам, изъявившим желание приобрести гибридный автомобиль, включая очень популярный в США Prius. А в феврале этого года ЦЕРН и швейцарская группа Gazmobil объявили о заключении договора на покупку 100 автомобилей на природном газе для сотрудников Европейской организации по ядерным исследованиям и установке заправочной станции для этого вида топлива в Мейрене. И таких примеров с каждым месяцем становится все больше.

В каком качестве будут востребованы «зеленые» автомобили

Отвечая на вопрос «В каком качестве вы хотите (хотели бы) использовать свой новый автомобиль?», 35% респондентов ответили, что хотели бы использовать свой «зеленый» автомобиль для поездок на короткие дистанции (средняя покрываемая дневная дистанция: 50—60 км). При этом 22% заявили, что хотели бы получить автомобиль, который бы идеально подходил для смешанного использования (городской автомобиль + поездки за город). И только 12% хотели бы получить автомобиль, способный обеспечить поездки на дальние расстояния.

Какие технологии лидируют

Задавая вопрос «Какой тип автомобиля (какую технологию) вы бы выбрали?» мы сознательно не хотели ограничивать выбор только продающимися в данный момент моделями. Поэтому респонденты могли делать свой выбор также исходя из анонсов и официальных заявлений производителей о появлении новых моделей/модификаций в ближайшие 5 лет. Таким образом, в полученные ответы изначально «заложены» ожидания относительно появления более продвинутых и усовершенствованных технологических решений в рамках конкретной технологии. Именно в этом заключается принципиальное отличие данного блока вопросов от тех, которые задавались в рамках опросов, проводимых в разное время другими исследовательскими компаниями.

Как показали результаты опроса, самой востребованной технологией в 8 из 10 городов стала технология PHEV (Plug-in hybrid), представляющая собой тот же гибридный автомобиль (бензиновый двигатель + электродвигатель) только с возможностью зарядки батарей. Автомобили, работающие на базе этой технологии, хотели бы приобрести от 26% до 29% респондентов в Токио, Шанхае, Сеуле, Берлине, Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

В Москве и Киеве большинство опрошенных автолюбителей хотели бы автомобиль, работающий на природном газе — об этом заявили 24% и 21% респондентов соответственно. На втором месте по популярности оказалась технология PHEV, а замыкают тройку лидеров автомобили, использующие биотопливо (этанол, биодизель, биогаз).

Чем «зеленые» автомобили смогут завоевать своих покупателей

Экономичность (91%), отсутствие проблем с заправкой/зарядкой и обслуживанием (85%), надежность используемой технологии (77%), а также запас хода (73%) станут теми основными факторами, на которые потенциальные покупатели «зеленых» автомобилей будут обращать свое внимание в первую очередь. Наличие «компенсационного» пакета, предложенного правительством (местными властями), дизайн и практичность занимают пятое и шестое место соответственно.

С полной версией исследования «Будущее автомобильной промышленности. Что думают о «зеленых» автомобилях на трех континентах» можно ознакомиться по адресу: http://www.appletonmayer.com/data/research/2011/0311/

При использовании материалов ссылка на Appleton Mayer (для интернет-изданий — гиперссылка: http://www.appletonmayer.com/) обязательна.

powered by lun.ua
Підпишіться на наші повідомлення!