Исследование трендов: Готовы ли украинцы покупать экологически чистые товары?

Понеділок, 13 вересня 2010 —
Динамика развития рынка «зеленых» товаров в Украине будет напрямую зависеть от активности украинских производителей и торговых компаний. Наводненный низкокачественными товарами внутренний рынок Украины будет только стимулировать потребителей активно переключаться на товары с безупречной «репутацией».
Проблема качества производимых и продаваемых в Украине товаров, набиравшая обороты в течение последних 5—7 лет, в условиях финансово-экономического кризиса только обострилась. Многие компании в погоне за снижением себестоимости производства перестали обращать внимание на обеспечение стабильного качества конечного продукта. А устаревшая нормативная база, отсутствие реального государственного и общественного контроля за качеством производимых и продаваемых товаров, а также коррумпированная судебная система привели к тому, что украинский потребитель не имеет возможности защитить себя от некачественной продукции. Так, в ходе опроса «Исследование трендов: Готовы ли украинцы покупать экологически чистые товары?», проведенного компанией Appleton Mayer с 16 августа по 6 сентября 2010 года, только 38% респондентов заявили о том, что довольны качеством продовольственных товаров. С непродовольственными товарами ситуация лучше — 62% респондентов вполне удовлетворяет качество товаров в основных товарных группах (текстиль и одежно-обувная продукция, парфюмерно-косметическая продукция и средства для личной гигиены, бытовая техника, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Исключение составляет только качество реализуемого в Украине топлива (бензин, дизельное топливо) — только 4% респондентов удовлетворены его качеством, при этом 53% считают его качество неудовлетворительным.

В качестве альтернативы стандартным товарам в Украине начинает постепенно зарождаться спрос на экологически чистые товары1. В крупных городах открываются небольшие магазины, предлагающие органические продукты, на полках супермаркетов появляются «зеленые» моющие/чистящие средства, сети парфюмерных магазинов предлагают парфюмерно-косметическую продукцию, изготовленную исключительно из натуральных компонентов.

Более динамичному развитию рынка экологически чистых товаров в Украине препятствует отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы (которая бы регулировала весь процесс: от создания экологически чистых товаров до их продажи конечному потребителю), а также ориентация немногочисленных украинских производителей таких товаров преимущественно на внешние рынки. Также мало внимания этому сегменту уделяют и торговые компании (импортеры, розничные сети).

Традиционно сложилось мнение о том, что украинские потребители еще не готовы покупать такую продукцию. Хотя, как показывает практика, магазины, уже сейчас предлагающие «зеленые» товары, не жалуются на отсутствие покупателей. Подтверждает заинтересованность украинских потребителей в покупке экологически чистых товаров и наш опрос. Так, отвечая на вопрос «Готовы ли вы покупать экологически чистые товары, учитывая, что их стоимость будет выше стоимости стандартных товаров?», 60% респондентов ответили положительно и только 16% заявили, что их не интересуют такие товары2.

Наиболее эластичными оказались ценовые коридоры «10%—25%» и «25%—40%». При этом ценовой коридор «40%—55%» продемонстрировал предельную эластичность, равную 12%.

Примечательно, что при повышении ценового коридора до уровня «25%—40%», группа респондентов, до этого выбравшая вариант ответа «Да», потеряла 22% (или 330 человек). Из них 91% респондентов выбирали вариант ответа «Нет» (т.е. фактически отказались от потребления), а 9% не смогли определиться с ответом. При повышении коридора до «40%—55%» потери данной группы составили 74% (или 857 человек). Также 67% (или 411 человек) потеряла группа респондентов, до этого выбравшая вариант ответа «Не знаю». Таким образом, потенциал развития потребительской аудитории по второму и третьему ценовому коридору составил 25% и 8% соответственно3.

Отвечая на вопрос «Какие экологически чистые товары для вас будут наиболее актуальными?»4, 39% респондентов выбрали мясо и мясную продукцию, 36% — молоко и молочную продукцию, 29% — овощи и фрукты (включая продукты их переработки), а 16% — хлебобулочные и макаронные изделия.

Доминирование в данном списке продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности можно объяснить наличием дефицита качественной продукции в данных товарных категориях (как украинского, так и импортного производства). К тому же сегодня мода на здоровое питание является неотъемлемой частью жизни миллионов жителей Европы, Северной Америки, стран Азии. Например, по итогам 2008 года емкость мирового рынка органических продуктов превысила $52 млрд.5 Под органическое сельское хозяйство в мире отводится все больше земель: в Европе это более 5 млн. га, в Северной Америке — 1,5 млн., в Австралии — 10,6 млн. га. В Европе, США и Японии органическое движение активно развивается на протяжении уже более 30 лет. Все больше фермеров в разных странах мира переключаются на органические методы земледелия, почти в каждом супермаркете есть широкий выбор продуктов и товаров с «зелеными» маркировками, а сети «магазинов здоровья» растут как грибы после дождя. Данный тренд также зарождается и в Украине. И, поскольку в качестве одного из самых очевидных и простых решений проблемы здорового питания являются органические продукты, спрос на них в Украине с каждым годом будет только увеличиваться.

Динамика развития рынка «зеленых» товаров в Украине будет напрямую зависеть от активности украинских производителей и торговых компаний. Наводненный низкокачественными товарами внутренний рынок Украины будет только стимулировать потребителей активно переключаться на товары с безупречной «репутацией». Самое главное в данной ситуации — сформировать предложение таких товаров.

Примечания

1 Под «экологически чистыми товарами» (от англ. green products) в целом подразумеваются товары, произведенные из нетоксичных (безопасных для здоровья человека и окружающей среды) и перерабатываемых (т.е. пригодных для повторного использования) материалов, с использованием при их производстве ресурсосберегающих и природоохранных технологий. Относительно продовольственной группы товаров (продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности) принято использовать термин «органические продукты». Органические продукты — это продукты, произведённые без использования (с минимальным использованием) синтетических компонентов (удобрений, пищевых добавок и тд.) в условиях, максимально приближенных к естественным.

2 В качестве базовой (стартовой) ценовой модели для экологически чистых товаров был выбран ценовой коридор 10%—25% от стоимости стандартных товаров.

3 В качестве потенциала для развития потребительской аудитории определена группа респондентов, которые не смогли определиться с решением относительно целесообразности покупки в рамках конкретного ценового коридора. Таким образом, эта «сомневающаяся» категория потребителей с одинаковой вероятностью может либо быть включена в процесс потребления, либо отказаться от потребления предложенных товаров.

4 На данный вопрос отвечали респонденты, выбравшие вариант ответа «Да» при рассмотрении первого ценового сценария (см. Иллюстрацию «Только 16% украинцев не интересуют «зеленые» товары»); n = 1 481 человек.

5 “Organic Food: Global Industry Guide”, Datamonitor.



С полной версией опроса “Исследование трендов: готовы ли украинцы покупать экологически чистые товары?” можно ознакомиться по адресу: http://www.appletonmayer.com/data/research/2010/0912/
При использовании материалов ссылка на Appleton Mayer (для интернет-изданий — гиперссылка: http://www.appletonmayer.com/) обязательна.


Об опросе “Исследование трендов: готовы ли украинцы покупать экологически чистые товары?”
Опрос «Исследование трендов: Готовы ли украинцы покупать экологически чистые товары?» был проведен с 16 августа по 6 сентября 2010 года в семи городах Украины — Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Одессе и Львове. В опросе приняли участие 2 450 человек (по 350 человек в каждом городе). Целевая аудитория: взрослое население в возрасте 18—55 лет. Метод проведения опроса: личные интервью. Ошибка выборки (при доле признака 50%) составляет 2%. Поскольку опрос проводился только в семи городах, его результаты не являются репрезентативными для всей Украины и могут распространяться только на эти семь городов.

О компании Appleton Mayer
Компания Appleton Mayer основана в 2003 году. Основная сфера деятельности компании сосредоточена в рамках следующих направлений: маркетинг и продвижение, стратегия, организационный консалтинг, финансы и инвестиции, информационные услуги.

В состав компании входят исследовательские центры со штаб-квартирами в Лондоне и Киеве, а также разветвленная сеть информационных центров, охватывающая страны Европы, СНГ, Северной Америки и Азии. Центральный офис Appleton Mayer находится в Лондоне, региональные офисы — в Нью-Йорке, Токио и Киеве.

В 14 странах мира на компанию работают свыше 270 человек.

Среди клиентов Appleton Mayer — компании, входящие в список Fortune 500 и Forbes Global 2000, а также ведущие инвестиционные фонды, частный бизнес и государственный сектор.

Детальную информацию о компании Appleton Mayer вы можете узнать по адресу: http://www.appletonmayer.com/

powered by lun.ua
Підпишіться на наші повідомлення!