Планування як альтернатива ринку

Планування як альтернатива ринку

Головним недоліком планової економіки є відсутність природніх мотивів та стимулів до якісної і продуктивної праці. Навіщо працювати більше і краще, якщо все рівно отримаєш стабільну "зряплату"?
Четвер, 25 червня 2009, 16:48
Ерхард Хілдерік закінчив коледж радіоелектроніки. Спеціаліст в галузі інформаційних технологій. У 1997-1999 роках організував і брав участь в експерименті з безгрошового натурального ведення господарства далеко від цивілізації. Філософ, футуролог та політолог.

История знает, по крайней мере, одну попытку пойти по противоположному от рынка пути и построить плановую экономику. Однако она была небрежной и несвоевременной, поэтому принесла больше проблем, чем пользы.

Хотелось победить все перечисленные проблемы одним махом. Главным арбитром в плановой экономике является единственный собственник - государство. Деньги как арбитр не нужны вовсе, потому что каждый получает по потребности, а работает по способности. Так решается проблема безработицы.

В условиях плановой экономики сбором маркетинговой информации и планированием занимается монополист - государство. Информация не является секретной, поэтому теоретически лагов быть не должно.

Если объемы потребления заранее известны и план исполняется четко, то проблема перепроизводства и агрессивной рекламы вообще не возникает, ведь у главного производителя нет коммерческой заинтересованности.

Реклама:

Главная цель в плановой экономике - удовлетворить потребности граждан. Никаких рисков и никаких капиталистов, мечтающих о наживе.

Эгоизм как главная проблема капитализма порицается. Общество воспитывается в духе альтруизма и взаимопомощи, но все это, опять же, лишь в теории.

Недостатки плановой экономики - это продолжение ее достоинств. Например, победили безработицу, но появилось тунеядство.

При безработице люди хотят трудиться, но нет рабочих мест. А с тунеядством наоборот: места есть, а люди избегают труда. И это неизбежно в обществе, которое руководствуется принципом "каждому по потребностям". Поэтому плановая экономика всегда подразумевает мощный аппарат принуждения к труду.

Естественно, принуждение к труду, и вообще к чему бы то ни было, всегда вызывает нарекания. Вот почему нужен аппарат, который будет бороться со всеми недовольными, что, в свою очередь, вызывает протесты.

Политический строй, который эффективнее всего воплощает плановую экономику и борется с нареканиями, называется жесткой диктатурой.

Чтобы удержать диктатуру на плаву, нужна массированная пропаганда. В плановой экономике практически нет рекламы товаров, зато есть реклама труда и существующей политической системы. Часто не менее агрессивная.

Всем производством заведует единственный собственник - государство. Это хорошо, потому что в таком случае производитель имеет полную картину и видит все с высоты птичьего полета.

Огромные массивы информации стекаются со всей страны в единый аналитический центр, где происходит систематизация и планирование. Чтобы реализовать это в условиях бумажных технологий, нужно привлечь к сбору и обработке информации несметное количество людей.

Они ничего не производят, а лишь ведут бумажные дела. Такое огромное количество служащих в каждом узелке информационной сети доводит человеческий фактор до катастрофических размеров.

Информация собирается не вполне достоверная. При передаче по "испорченному телефону" она многократно искажается. В итоге в центре принимаются неадекватные решения, которые при следующей передаче распоряжений снова искажаются. Очевидная ошибочность решений препятствует их исполнению.

Люди, которые занимаются распределением бумаг, постепенно оформляются как социальный класс, враждебно настроенный к остальным гражданам. Хотя бюрократы ничего не производят, они становятся истинным центром власти.

Ни одну проблему невозможно решить без их позволения. Чтобы получить санкцию, граждане начинают использовать взятки. Коррупция становится неотъемлемой чертой бюрократической машины.

Главным недостатком плановой экономики является отсутствие естественных мотивов и стимулов к качественному и производительному труду. Зачем работать больше и лучше, если все равно получишь стабильную "зряплату"?

Никто не хочет трудиться, если результаты труда распределяются не по заслугам, а по потребностям. Маркс верил, что проблема решится, когда человечество достигнет определенного уровня сознательности. И сознательные граждане сами захотят трудиться, потому что "труд облагораживает".

Ленин поначалу полагал, что пролетариат и крестьянство по своей природе трудолюбиво. Практика показала, что это не так. Чтобы повысить "сознательность" людей, пришлось применять более жесткие меры - наказания, соцсоревнования и даже обвинения в подрыве экономической мощи государства.

Все это создало заслуженный негативный образ коммунистической версии плановой экономики. Из-за того, что не было мотивов производить качественную продукцию, многие выпускали заведомый брак.

Отделы технического контроля оказались бессильны совладать с волной некачественных товаров, позорно вываленных на прилавки советских магазинов.

Далі буде...

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: