"Економічна правда" запрошує на конференцію "Відбудова України: чому не слід відкладати до перемоги"

Як захистити рядового інвестора. Крок перший

Як захистити рядового інвестора. Крок перший

Громадськість неоднозначно сприйняла жорсткість Комісією вимог для входження цінних паперів до біржового реєстру. Більш жорсткі вимоги вже охрестили "зачисткою ринку", передрікаючи обвал акцій, проблеми у недержавних пенсійних фондів і страховиків (рос).
Середа, 16 вересня 2015, 14:36
Тимур Хромаєв, голова Національної комісії з цінних паперів та фондового ринку

Общественность неоднозначно восприняла ужесточение Комиссией требований для вхождения ценных бумаг в биржевой реестр. Речь, в частности, об изменениях в "Положение о функционировании фондовых бирж".

Более жесткие требования уже окрестили "зачисткой рынка", предрекая обвал акций, проблемы у негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховщиков.

Давайте отбросим панические настроения и разберемся в сути вопроса.

Что значит листинг? В широком понимании листинг подразумевает прозрачность эмитента, относительное качество и надежность ценных бумаг, защиту интересов инвесторов и повышение доверия их к ценным бумагам.

Реклама:

На сегодняшний день листинг украинского рынка ценных бумаг не соответствует ни одному вышеперечисленному критерию, поскольку порог допуска бумаг в тот или иной уровень листинга довольно низкий. Таким образом, практически любой эмитент, раздув уставной капитал, не заботясь о качестве своих бумаг и интересах инвесторов, может пройти процедуру листинга и попасть, как правило, во второй уровень листинга.

Однако институт листинга очень важен с точки зрения макропроцессов, ведь это те ценные бумаги, в которые инвестируют открытые фонды, негосударственные пенсионные фонды, банки, страховые компании. Это также понятный инструмент для неквалифицированного массового инвестора.

Опираясь на такую ответственность, мы посчитали целесообразным установить на порядок более жесткие требования для публичных компаний, которые пожелают попасть в биржевой реестр.

Мы не придумывали велосипед, а использовали подходы, которые применяются в странах с развитой биржевой инфраструктурой таких как США, Германия, Польша, Китай (Гонконг), безусловно, с учетом особенностей состояния украинского рынка.

Изменения приведут к тому, что в будущем в биржевом реестре будут находиться исключительно компании, которые являются действительно флагманами украинской экономики.

И для достойной публичной компании это станет целью, для достижения которой будут меняться, в том числе, корпоративные подходы, повышаться прозрачность, увеличиваться масса ценных бумаг в свободном обращении.

Мы сознательно шли к тому, что в первом уровне листинга, кроме ОВДП, какое-то время не будет ни одного эмитента. Во втором уровне листинга, по нашим предварительным оценкам, при желании менеджмента компаний в течении года может оказаться 10-15 эмитентов.

Одним из самых серьезных барьеров, помимо финансовых показателей деятельности, на наш взгляд, будет процент бумаг, находящихся в свободном обращении (для первого уровня 25%, для 2-го- 10%), но для собственников компаний, у которых будет реальное желание попасть в биржевой реестр, это проблема решаема.

Увы, после того как новые требования вступят в силу (с 1 января 2016 года) объемы торгов снизятся, поскольку уменьшится количество инструментов в реестре. Но в тоже время, на наш взгляд, увеличится ликвидность тех бумаг, которые там останутся или появятся.

Еще раз подчеркну, наша главная цель - это позиционирование листинговых эмитентов, как прозрачного, надежного, относительно стабильного финансового инструмента. Листинг должен быть своеобразной гарантией для инвестора. Именно с целью усиления защиты инвесторов как малых, так и институциональных, например, негосударственные пенсионные фонды, мы и сделали требования листинга более жесткими.

И давайте не забывать о грядущей пенсионной реформе и вероятном включении второго накопительного уровня уже с января 2017 года. Времени навести порядок на рынке осталось не так уж и много.

И еще раз напомню, наши намерения – провести реальную реформу рынка, а не создавать видимость перемен. 

***

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: