Ахметов і Фірташ заощадять податок на прибуток

Ахметов і Фірташ заощадять податок на прибуток

"Пропоную перейменувати цей закон і назвати його "Про звільнення українських олігархів від сплати податку на прибуток". Ви тільки що розглядали бюджет, який має "дірку" на 100 млрд грн. Я можу сказати тільки одне: схаменіться!". (Рос.)
Середа, 25 грудня 2013, 11:33
Андрій Вишинський, журналіст

Чуть больше месяца назад по бизнес-кругам стали ходить слухи о том, что давние соперники Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ помирились.

Якобы они неоднократно встречались лично и договорились прекратить бесконечные войны. Более того, они якобы решили действовать единым фронтом, отстаивая свои интересы в противовес интересам "Семьи".

Наконец, они якобы даже решили, что идеальной заменой Николаю Азарову, которому на днях исполнились критические для госслужащего 66 лет, будет нынешний вице-премьер Юрий Бойко - давний партнер Фирташа.

С тех пор на уровне действий групп Ахметова и Фирташа было уже несколько примеров невраждебных действий. Похоже, происходящее в стенах парламента также может быть отголоском новой крепкой дружбы двух солидных господ.

Реклама:

В ноябре ЭП писала о законопроекте №2737 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно создания консолидированной группы налогоплательщиков".

Этот документ был зарегистрирован в Верховной раде 5 апреля, еще до принятия законопроекта "О трансфертном ценообразовании". Однако, по общему убеждению, он стал противовесом закону, который призван "раскулачить" олигархов.

Его соавторами выступили народные депутаты Сергей Глазунов, Сергей Фаермак и Александр Долженков. Последний, являясь, по устоявшемуся мнению, лоббистом крупнейшего в Украине металло-энергетического монополиста Ахметова, и лоббировал принятие проекта, и корректировал его в нужном для олигарха ключе.

Ближе к ноябрю, после утверждения "трансфертного" закона, в Раде была зарегистрирована новая редакция законопроекта. В ней прописан особый алгоритм определения финансово-промышленной группы, которая не подлежала бы контролю налоговиков. Попросту - механизм уклонения от "трансфертного" закона.

ЭП указывала, что прописанные в проекте №2737 критерии позволяли создать такую группу лишь Ахметову. Один из обязательных критериев предусматривал, что группа должна уплатить минимум 4 млрд грн налога на прибыль за год.

Юридическая справка от компании Baker Tilly

Законопроект №2737 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно создания консолидированной группы налогоплательщиков.

 

19 декабря Верховной радой был принят в первом чтении законопроект №2737 о внесении изменений в Налоговый кодекс.

 

Проект закона предполагает ввести консолидированную группу налогоплательщиков налога на прибыль с целью упрощения внутригруппового ценообразования.

 

Участникам консолидированной группы будет предоставлено право на зачет налоговых убытков одного или нескольких участников группы при определении базы налогообложения прибыльным участником группы.

 

Кроме этого, предлагается не распространять на внутренние операции между связанными лицами консолидированной группы действие норм Налогового кодекса в отношении налогового контроля за трансфертным ценообразованием.

 

Предлагается установить ряд критериев, которым должны соответствовать будущие участники консолидированной группы.

 

1. Консолидированная группа может быть создана плательщиками налога, если один из участников непосредственно или косвенно, в том числе через нерезидента, владеет не менее 70% от суммы уставного капитала других участников группы.

 

2. Совокупная сумма налога на прибыль, уплаченная всеми участниками группы за предыдущий отчетный период, составляет не менее 4 млрд грн.

 

3. Совокупная ежегодная минимальная сумма налога на прибыль, который должны уплатить участники группы после ее регистрации, должна составлять не менее 2,5 млрд грн.

 

4. Совокупный размер выручки от реализации товаров и совокупная стоимость активов за отчетный период, предшествующий созданию консолидированной группы, должны составлять соответственно не менее 5 млрд грн и 10 млрд грн.

Никто, кроме Ахметова, столько налога на прибыль не платит и подавно.

Во-первых, именно ему досталась большая часть наиболее прибыльного крупного бизнеса - горно-обогатительных комбинатов.

Во-вторых, подконтрольная ему группа предприятий включает множество крупных объектов, например, металлургические комбинаты и электростанции.

Сам Долженков отрицал "проахметовскость" и обещал доработать законопроект так, чтобы под его действие могли подпасть и другие ФПГ.

Віталій Хомутиннік. Фото ЕП

Похоже, он не сдержал свое обещание. 19 декабря Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №2737 именно в описываемой редакции, то есть для одного известного владельца футбольного клуба "Шахтер".

Однако потом начались маневры. В ходе скоротечного обсуждения законопроекта глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник дал понять, что при подготовке документа ко второму чтению перечень олигархов-льготников будет серьезно расширен.

Стенограма

17:46:18. Хомутиннік В. Ю.

 

Я озвучу зараз пропозицію щодо зміни одного пункту. І з урахуванням цієї зміни ми будемо рекомендувати голосувати в цілому.

 

Тому, для стенограми, прийняти законопроект в цілому з пропозицією змінити цифру 4 млрд на 500 млн в підпунктах 1 пункту 152-1.4 статті 152-1 Податкового кодексу, розділу першого, частини восьмої законопроекту.

 

Для того, щоб під дію цього законопроекту потрапило якомога більше груп. За нашими розрахунками, це буде біля десяти фінансово-промислових груп, які потраплять під дію цього законопроекту. Дякую.

 

17:50:06. Пинзеник В. М.

 

Шановні народні депутати, шановний Володимире Васильовичу! Фракція "УДАР" пропонує перейменувати цей закон і назвати його "Про звільнення українських олігархів від сплати податку на прибуток". Причому з голосу тут внесена поправка, за якою перелік олігархів треба розширити.

 

Шановні колеги, ви тільки що проголосували, як припинити збільшення заробітної плати суддям, як припинити в інших сферах.

 

Зараз ви приймаєте рішення про звільнення від податку на прибуток. Ви подивіться закон. У цьому законі нерезиденти включені в консолідовану групу, це спосіб офшорів, це спосіб виведення податків в інші країни.

 

Ви тільки що розглядали бюджет, бюджет, який має "дірку" на 100 млрд грн. Я можу сказати тільки одне: схаменіться! Не ведіть країну до катастрофи!

По словам главы комитета, сделано это будет как раз за счет снижения требований к объему уплаченного налога на прибыль. По мнению Хомутынника, для приобщения к налоговому раю должно быть достаточно уплаты 500 млн грн. В этом случае в перечень счастливчиков попадут еще почти десяток ФПГ.

Кроме предприятий Ахметова - СКМ, ДТЭК и "Метинвест" - в числе тех, кому можно будет почти не платить налог на прибыль, окажутся такие предприятия: Group DF Фирташа, "Укрлэндфарминг" Олега Бахматюка, "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка, ЮГОК Вадима Новинского и Романа Абрамовича, мобильные операторы "Киевстар" и МТС, а также, возможно, "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева.

Если проект Хомутынника будет принят, налоговикам подложат серьезную "свинью".

Суть получаемых олигархами льгот предполагает не только упрощение контроля государства над ценообразованием внутри групп - на внутренние операции между связанными лицами консолидированной группы.

Главное, что участникам группы будет предоставлено право учитывать налоговые убытки одного или нескольких участников группы вместе с прибылями других. То есть база налогообложения группы окажется существенно заниженной.

"Фишка" схемы по поддержке олигархов заключается в том, что авторы законопроекта выбрали наиболее невыгодный для государства и наиболее выгодный для самих олигархов метод учета консолидированной группы налогоплательщиков - метод групповых убытков.

Дмитро Фірташ. Фото i.ua

Суть этого метода сводится к полной минимизации налогооблагаемой прибыли.

Схема групповых убытков применяется в англосаксонских странах - Великобритании, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако в этих странах совсем другая налоговая культура и ответственность за нарушение налоговых законов.

Кроме того, в английской системе налогового учета нет применяемого в Украине "пулового" метода зачета доходов и расходов - смешения прибылей и убытков.

Более того, в Украине участниками группы могут быть нерезиденты и предприятия абсолютно разных отраслей - так называемая горизонтальная консолидация.

Значит, можно уверенно заявлять, что после принятия законопроекта №2737 украинские олигархи практически избавятся от назойливой необходимости платить налог на прибыль. Правда, кое-что они заплатят, но не выше уровня, который будет принят в качестве критерия. Больше - ни копейки.

Олигархи по-прежнему смогут бесконечно расширять свой бизнес за счет тех, кто не попал в перечень льготников. Скажем, получая сверхприбыли на ГОКах, можно будет гасить их не только убытками в металлургии, но и вложениями в самые разные бизнесы: от производства продуктов питания до телекоммуникаций.

Безусловный монополист Ахметов сможет и дальше расширять свою бизнес-империю без необходимости уплаты налогов.

Рінат Ахметов. Фото lenta-ua.net

Фото на головній: Рінат Ахметов та Дмитро Фірташ. Фото "Фокус"

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!