Скільки коштують послуги природних монополій

Скільки коштують послуги природних монополій

У світі працює система стимулюючого регулювання цін, завдяки якій монополісти зацікавлені працювати ефективно. В Україні поки все інакше. (Рос.)
Вівторок, 14 травня 2013, 14:09
Артур Огаджанян, партнер "Делойт", керівник оціночної практики департаменту корпоративних фінансів, керівник групи з надання послуг підприємствам сфери енергетики та видобувної промисловості

Известно, что цены на услуги естественных монополий, таких как предприятия по передаче электроэнергии, газа или тепла, устанавливаются государством, а не формируются в условиях конкурентной среды.

Именно поэтому в большинстве стран работает система стимулирующего регулирования цен, благодаря которой монополисты заинтересованы работать эффективно, обеспечивая развитие инфраструктурных отраслей.

К сожалению, Украина пока не входит в число таких стран.

В Украине утверждаются и жестко контролируются затраты монополий, в частности для предприятий по передаче электроэнергии.

Реклама:

В сумме с надбавкой к затратам, устанавливаемой достаточно произвольно, они составляют разрешенный государством валовой доход компании. Исходя из него и формируется цена на услугу предприятия-монополиста.

Основной мотив государства при такой системе - стремление не допустить роста тарифов. Поэтому на практике такой метод регулирования приводит к ограничению доходов компаний, их неспособности поддерживать свои активы в нормальном состоянии и, соответственно, предоставлять качественные услуги.

Принципы стимулирующего регулирования иные.

Компания-монополист, тарифы которой устанавливает государство, гарантированно получает экономически обоснованный доход. Он позволяет покрывать текущие операционные затраты и налог на прибыль, компенсировать амортизацию активов и получать доход на активы.

Разумеется, это только базовый принцип, в деталях системы стимулирующего регулирования в разных странах отличаются.

Однако в большинстве из них успешно применяется такой принцип расчета дохода, при котором компании с меньшими операционными затратами, инвестирующие в обновление основных средств, получают большую прибыль по сравнению с аналогичными менее эффективными компаниями.

Такой подход мотивирует бизнес увеличивать прибыльность с одновременным снижением тарифов и повышением надежности предоставляемых услуг.

Таким образом, система стимулирующего регулирования предотвращает необоснованный рост тарифов не путем их принудительного сдерживания, а стимулируя компании увеличивать собственную прибыльность.

Украина находится на переломном этапе реформирования системы ценообразования в сферах естественных монополий, инициированного изменениями к закону "О естественных монополиях", принятыми в 2012 году.

Тем не менее, пока существует высокий риск, что декларируемое внедрение прогрессивной системы стимулирующего регулирования останется декларацией. Регулирование можно назвать стимулирующим, но измененные механизмы регулирования оставить прежними - ориентированными на "ручной режим".

Фото Макса Левіна

Примерно такой оказалась судьба стимулирующего регулирования в области передачи электроэнергии в России, что привело к отказу большинства российских компаний переходить на новый "прогрессивный" режим регулирования.

Однако от того, насколько грамотно будет проведена реформа, будет зависеть, без преувеличения, состояние многих отраслей экономики страны.

Что является факторами успеха при внедрении системы стимулирующего регулирования? Таких факторов несколько, но остановимся на одном из главных - корректно определенной стоимости активов.

При чем тут стоимость активов, и почему важно, чтобы она была корректной? Потому что корректно рассчитать две основные составляющие экономически обоснованного дохода монополиста - амортизацию активов и доход на эти активы - невозможно без справедливой стоимости этих активов.

Отсюда, кстати, общепринятое название такой базы расчета дохода - регуляторная база активов - РБА.

Стоимости, по которым активы отражаются в отчетности украинских компаний, как правило, сильно искажены и не могут быть надежной базой для расчета тарифов.

Поэтому в экономических условиях Украины наиболее приемлемым подходом к определению регуляторной базы компаний по передаче электроэнергии локальными электросетями является переоцененная стоимость активов, что и предусматривает закон "О естественных монополиях".

Однако просто заявить, что активы должны быть переоценены, недостаточно. Важно выработать правила такой оценки, ее методику.

На днях вступила в силу "Методика оценки субъектов естественных монополий" Фонда госимущества, на разработку и обсуждение которой ушло четыре месяца.

Методика, в разработке которой совместно с ФГИ и НКРЭ принимала участие компания "Делойт", отвечает общепринятым в мире стандартам и является в определенной степени уникальным для Украины материалом, позволяющим оценить активы отрасли с высокой степенью достоверности.

Наличие этой методики обеспечит функциональность системы стимулирующего регулирования цен. При одном условии: если методика не будет декларативной и будет корректно внедрена на практике, без искажений ее важнейших положений.

Необходимо выделить несколько требований к методике оценки активов, соответствие которым способно сделать ее необходимым, хотя и далеко не достаточным, инструментом внедрения эффективного РБА-регулирования.

Фото gazeta-nedeli.ru

1. Единые подходы к оценке активов всех монополистов, осуществляющих одинаковый вид деятельности.

2. Единые требования к классификации активов и подготовке исходной информации.

3. Пошаговое описание алгоритмов расчета и детальная регламентация расчетных процедур.

4. Сведение к минимуму субъективного фактора в оценке путем

включения в методику специальных показателей стоимости базовых активов - наиболее сложная и ответственная часть процесса разработки.

Прозрачность методологии достигается путем минимального использования ссылок на абстрактные положения "теории оценки". По сути, оценка активов, входящих в РБА, это то, что в Украине принято называть "нормативной оценкой".

Важно понимать, что результаты такой оценки могут не подходить для их использования с альтернативными целями, предположим, для бухгалтерского учета, залога, принятия инвестиционных решений. Поэтому РБА нисколько не умаляет роли независимой оценки, выполняемой для иных целей.

Важно выделить некоторые основополагающие моменты методологии оценки РБА, которые вытекают из цели оценки и характера оцениваемых активов.

1. Регламентируется оценка только тех активов, которые используются в сфере, подпадающей под государственное регулирование цен.

2. Оценка должна позволить определить затраты на создание активов с учетом их текущего технического состояния. Отсюда вывод: в зависимости от характера активов они должны оцениваться либо затратным подходом (недвижимость), либо сравнительным подходом (оборудование, цены на которое есть на рынке).

3. "Классическая" оценка стоимости активов, которые обычно на рынке не продаются в отрыве от предприятия (электросети, трубопроводы), предполагает, что их стоимость должна учитывать все виды износов, включая внешний износ.

Последний является результатом влияния на стоимость актива экономических факторов, внешних по отношению к объекту оценки.

В том числе существующие необоснованные тарифы ведут к снижению стоимости активов компаний-монополистов, то есть к их экономическому износу. Следовательно, эта категория износа учитываться в данном случае не должна.

4. Согласно международным стандартам оценки и финансовой отчетности, оценка активов публичного сектора должна осуществляться на "оптимизированной базе".

Фото ЕП

Это означает, что при оценке актива не учитываются мощности, которые не используются и, следовательно, не сказываются на потребителях в виде необоснованно увеличенных тарифов.

Поэтому методика оценки предполагает учет не только физического износа, но и коэффициента оптимизации.

Вторым важным фактором, от которого также зависит адекватность результата расчета тарифа по принципу РБА-регулирования, является величина дохода на капитал, а также нормативные сроки эксплуатации активов.

Однако данная тема заслуживает отдельного рассмотрения.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: