"Економічна правда" запрошує на конференцію "Відбудова України: чому не слід відкладати до перемоги"

Старий новий рік

Старий новий рік

Глобальний розвиток не лише в найближчі роки, але також і в найближче десятиліття і далі у великій мірі буде залежати від того, чи зможуть США краще справлятися зі своїми внутрішніми проблемами (рос.)
Субота, 19 січня 2013, 10:58
Ричард Хаас, Project Syndicate

Любой взгляд назад в 2012 год обязательно сосредоточится на трех частях света: еврозоне, с ее кажущейся бесконечной финансовой неопределенностью; Ближнем Востоке, с его многочисленными потрясениями, включая, в числе прочего, приход к власти братьев-мусульман в дикой гражданской войне Египта и Сирии, которая уже унесла более 60 тысяч жизней; а также Азиатско-Тихоокеанском регионе, с его ростом национализма и политической напряженности после десятилетий пребывания регионом, почти эксклюзивно характеризующимся удивительным экономическим ростом при значительной политической стабильности.

Но какие вопросы будут доминировать в 2013 году? Во многом, как говорят французы, "ничто не ново под луной". Таким образом, можно с уверенностью предсказать продолжающиеся трудности во всей Европе, по мере того как страны на юге, в частности, будут бороться за сокращение государственных расходов в целях приведения их налогово-бюджетной политики в соответствие с реальными экономическими возможностями.

В отличие от прошлого года, Франция, а не Греция и не Испания, вполне может оказаться в центре бури. Это поставит фундаментальные, даже экзистенциальные вопросы для Германии, другой половины тандема, которая была в центре европейского проекта после второй мировой войны. Вероятность того, что Европа в целом покажет незначительный, если вообще какой-нибудь экономический рост, еще более усложнит задачи для должностных лиц правительств, банков и региональных институтов.

Кроме того, Ближний Восток остается на ранней стадии революционного перехода. Через год президент Египта Мухаммед Морси почти наверняка еще будет у власти, но остается неясным, как он будет использовать эту власть ‑ и как в результате будет политически и экономически выглядеть Египет. Недавние разногласия по поводу разработки новой конституции раскрывают глубокий раскол общества и правительства, в результате которого приравнивают (и путают) правление большинства с демократией.

Реклама:

В отличие от этого, режим сирийского президента Башара аль-Асада, скорее всего, до конца года будет свергнут. Но, как мы видели в других странах региона, окажется гораздо труднее заменить его чем-то доброкачественным и эффективным. Вполне может преобладать гражданская война различных религиозных направлений или может возникнуть борьба между различными оппозиционными группами, настроенными против Асада. Также есть реальная возможность серьезных потрясений как в Бахрейне, так и в Иордании.

Наконец, трения в Азиатско-Тихоокеанском регионе вряд ли уменьшатся; в действительности гораздо более вероятно, что они усилятся. Вероятность военного инцидента с участием Китая и одного из его соседей ‑ будь то Японии, Филиппин или Вьетнама – нельзя игнорировать, и остается неясным, смогут ли дипломатические круги региона выдержать эту нагрузку. Новое руководство во многих странах региона, включая Китай, Японию и Южную Корею, делает будущее еще более неопределенным.

Фото dec-edu.com 

Что еще мы можем ожидать в 2013 году? Одно вероятное разочарование состоит в том, что глобальные усилия по принятию новых мер по содействию торговле, замедлению темпов изменения климата или регулированию киберпространства, скорее всего, сойдут на нет. Крупномасштабная многосторонность, в рамках которой большинство из 193 стран, признанных ООН, встречаются для достижения договоренностей, стала слишком громоздкой. Вместо этого, максимум, на что мы можем надеяться – это незначительные соглашения между отдельными правительствами или договоренности, которые будут касаться только некоторой части гораздо больших проблем.

Самой большой проблемой для мира вполне может быть вопрос, что делать с иранской ядерной программой. Иран ввел в действие большую часть того, что необходимо для производства ядерного оружия. В то же время, санкции, которые были введены существенным количеством стран, приносят иранской экономике значительные потери.

Есть признаки растущих дискуссий внутри страны о продвижении программы ядерного оружия ‑ а также о риске не только экономической разрухи, но и военного нападения ‑ вместо принятия дипломатического компромисса. Такой договор наложит ограничения на ядерную деятельность Ирана и потребует, чтобы он больше открыл себя для международных инспекций, чем он когда-либо допускал.

Главным вопросом в этом году, таким образом, вероятно, будет следующий: можно ли будет согласовать договор, достаточный для Ирана, но не слишком удовлетворяющий Соединенные Штаты, Израиль и других. Не вызывает сомнений, однако, что 2013 год будет определяться фундаментальным образом тем, будут ли начаты военные действия против Ирана или же их получится предотвратить.

В список "непредсказуемостей" нужно добавить еще одну страну: США. Вопрос заключается в том, сможет ли американская политическая система решить проблемы, с которыми она сталкивается и многие из которых она усугубила. США по-прежнему остаются наиболее могущественной в экономическом и военном аспекте страной в мире, но вопросы об их платежеспособности, в свою очередь, ставят под сомнение их способность действовать и быть лидером в мире. Последние события в Вашингтоне были не слишком убедительными. Глобальное развитие не только в ближайшие годы, но также и в ближайшее десятилетие и далее в большой степени будет зависеть от того, смогут ли США лучше справляться со своими внутренними проблемами и разделениями.

ПРО АВТОРА:

Ричард Хаас – президент Совета по международным отношениям с 2003 года, в 2001-2003 гг. занимал пост директора Департамента политического планирования при Госдепартаменте США, спецпосланник президента Джорджа Буша-младшего в Северной Ирландии и Пакистане, покинул администрацию Буша в знак протеста против войны в Ираке. Был также специальным помощником президента и старшим директором по вопросам Ближнего Востока и Южной Азии в Совете национальной безопасности при президенте Джордже Буше-старшем.

Оригинал публикации: The New Old Year

Источник: ИноСМИ

Фото на главной: smoliy.ru

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!