Податки зростуть. Так! Ні! Що?

Податки зростуть. Так! Ні! Що?

На підписанні у Віктора Януковича перебувають три найважливіші податкові закони. Вони перевертають з ніг на голову відносини бізнесу і держави на десятках ринків. Але... вони не підписані. І можуть бути не підписані ніколи.
Четвер, 27 грудня 2012, 12:00
Андрій Вишинський, журналіст

С 2013 года должны были вырасти некоторые налоги и сборы, но, видимо, не вырастут.

Мы долго думали: напоминать или нет. На подписи у президента лежат три одиозных налоговых закона. Когда они были еще законопроектами, то проходили под номерами 10687, 11284 и 11285. Инициаторами всех трех была налоговая.

Конечно, есть шанс, что эти законы не будут подписаны вообще, но есть одно печальное несоответствие. К сожалению, поступления от них уже учтены в госбюджете на 2013 год, который "Семья" писала под себя. Это означает, что налоговики точно придут требовать свои деньги, но возникнет правовая коллизия.

Условно, если президент подпишет законы после новогодних праздников, то случится это примерно во второй половине января.

А налоговая захочет применить нормы "задним числом", с начала 2013 года. Начнется много интересных моментов, включая начисления штрафов, суды и прочее.

Поэтому хотелось бы определенности в отношении этих трех законов. Пусть президент внесет определенность: или ветирует их (хорошо бы, но вряд ли), или все-таки подпишет.

Итак, о чем речь.

Первый закон - №10687 "Про внесення змін до Податкового кодексу України (щодо зміни ставок деяких податків і зборів)".

Этот закон повышает ставки огромного количества налогов и сборов: сбора за первую регистрацию транспортного средства, экологического налога, платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, сбора за пользование радиочастотным ресурсом, сбора за специальное использование воды, сбора за специальное использование лесных ресурсов, сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию.

Документ должен резко поменять правила игры на рынках подакцизных товаров.

В частности, в нем прописаны новые ставки акцизного сбора на автомобильные компоненты, биотопливо, алкоголь и табачные изделия. По каждому из этих пунктов можно писать целый роман, потому что принятие новых законов существенно меняет расстановку сил на отдельных рынках.

Из приятного для депутатов: подешевеет растаможка автомобилей с объемом двигателей более трех литров. Таких уступок от Украины потребовала Всемирная организация торговли.

Следующие два проекта - 11284 и 11285 шли в паре. Оба имеют название "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо подальшого удосконалення адміністрування податків і зборів". Продвигали их налоговики.

Про эти законы "Экономическая правда" тоже много писала. Именно в них налоговики предложили обложить внебиржевой оборот ценных бумаг акцизным сбором 10%. Кроме того, в них предлагалось "не замечать" убытки прошлых периодов по операциям с ценными бумагами.

Против таких новаций восстали представители самого влиятельного из олигархов Украины Рината Ахметова.

Правительство и налоговая пошли на уступки, и позже баталии велись вокруг того, что государство согласилось получить 1,5% от внебиржевого оборота ценных бумаг, а по сделкам в пределах бирж ставка будет нулевой. Законы приняли.

Кроме того, нашли некий серединный (хотя все равно не устраивающий фондовиков) вариант учета убытков от операций с ценными бумагами.

Немало нового эти законы несут представителям малого бизнеса, которые работают по упрощенной системе налогообложения. Если ничего не изменится, законы снимут ограничение по количеству наемных работников.

С другой стороны, "малышей" обяжут полностью переходить на использование кассовых аппаратов - даже интернет-магазины. В 2012 году, напомним, "единоналожники" еще могли брать наличные без кассовой проводки.

Еще законы резко увеличивают полномочия налоговиков по проведению проверок. Те смогут не только приходить на предприятия в любое время, но и проверять дистанционно - благо, переход на электронный документооборот позволяет видеть всю деятельность предприятия, не выходя из кабинета.

Таких особо интересных моментов во всех трех законах множество. Например, НБУ и правительство придумали новые бумаги - особые типы векселей, которые решат вечную проблему недостатка денег в бюджете на возмещение НДС.

Вместо "живых" денег с 2013 года предприятия будут получать от государства долговые расписки. Наверняка, вокруг них тут же возникнет приличный рынок банковских операций, потому что наверняка обналичить эти расписки смогут только избранные.

Приводим полную цитату, знатоки оценят.

Фінансовий вексель - це цінний папір, що посвідчує зобов'язання банківської установи, у тому числі центральний орган виконавчої влади, що здійснює казначейське обслуговування бюджетних коштів, які випускаються в бездокументарній формі з метою оформлення наявної заборгованості, у тому числі державного бюджету України.

До фінансових векселів належать: казначейський фінансовий вексель, банківський фінансовий вексель.

Порядок випуску, обігу, погашення та стягнення за фінансовими векселями  затверджується:

Національним банком України для векселів, що емітуються банківськими установами (банківський фінансовий  вексель),

Кабінетом міністрів для векселів, що випускаються центральним органом виконавчої влади, що здійснює казначейське обслуговування бюджетних коштів (казначейський фінансовий вексель).

Правила реєстрації випуску та обліку фінансових векселів затверджується Національною комісією з цінних паперів та фондового ринку за погодженням з Національним банком України.

Оформлення (випуск) казначейського  фінансового векселя для цілей цього кодексу прирівнюється до видачі платнику податку суми бюджетного відшкодування, у тому числі автоматичного, шляхом перерахування коштів з бюджетного рахунка на поточний рахунок платника податків.

Пред'явлення фінансового векселя органу державної казначейської служби для цілей цього кодексу прирівнюється до сплати узгодженого грошового зобов'язання. При цьому, казначейські фінансові векселі не можуть бути пред'явлені до закінчення терміну його погашення.

Поэтому, конечно, нужна определенность: будут эти законопроекты подписаны или нет. Господин президент, лучше их, конечно, не подписывать. Хотя мы подозреваем, что праздника у налогоплательщиков не будет.

До конца года осталось всего несколько дней.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua
Підпишіться на наші повідомлення!