Житловий опіум для народу

Житловий опіум для народу

До речі, всі дієздатні члени сім'ї будуть поручителями за зобов'язаннями боржника. Значить, кожен з них буде відповідати всім своїм майном в разі неможливості повернути кредит. (Рос.)
Середа, 16 травня 2012, 09:00
Наталія Доценко-Білоус, адвокат

В ряде случаев складывается впечатление, что украинский законодатель наделен незаурядными математическими способностями, но при этом обделен логикой.

Такой вывод напрашивается при анализе социальной инициативы президента Украины "Доступное жилье".

Для тех, кто решит углубиться в истоки проблемы, возникнет очевидный вопрос: а какое отношение президент имеет к вопросам государственной поддержки строительства доступного жилья, и почему эту инициативу предписывают ему?

Вопросы предоставления господдержки для целей строительства доступного жилья регулируется законом "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства".

Закон был принят при поддержке действующего на тот момент правительства и вступил в силу с 14 января 2009 года.

В свою очередь, программа доступного жилья в формате предоставления пребывающим на очереди лицам субсидии в размере 30% реализуется в Украине на основании постановления Кабмина от 11 февраля 2009 года №140.

С 2012 года Кабинет министров планирует внедрить альтернативный формат государственной поддержки строительства доступного жилья - компенсацию процентной ставки по ипотечным кредитам.

Для этих целей планируется выделить уполномоченным банкам 1 миллиард гривен. Оптимистичный вариант решения жилищного вопроса предполагает следующий упрощенный алгоритм действий.

Действие первое. Гражданин Украины, пребывающий на очереди по улучшению жилищных услуг и имеющий этому документальное подтверждение, далее - инвестор, при условии первоначального взноса в размере 25% от стоимости квартиры получает в уполномоченном банке ипотечный кредит под 3% годовых. Остальные 13% компенсируются за счет средств государственной поддержки.

Действие второе. Гражданин заключает с заказчиком строительства договор о строительстве и приобретении доступного жилья, производит расчеты.

Действие третье. Заказчик строительства получает средства, осваивает их, завершает строительство и обеспечивает принятие объекта в эксплуатацию.

Действие четвертое. Заказчик строительства обеспечивает оформление прав собственности на завершенный строительством объект на имя инвестора.

Действие пятое. Гражданин возвращает ипотечный кредит, обеспечивая оплату ежемесячно начисляемых и оплачиваемых процентов.

Условия достаточно заманчивые. Однако рассматривая оптимистичный вариант получения государственной поддержки, возникает вполне логический вопрос.

Что делать, если государственная поддержка получена, банк предоставил кредит, инвестор его получил и вложил средства в строительство, застройщик средства получил и освоил, но объект не был построен?

Ни один из действующих нормативно-правовых документов не регламентирует правовые последствия для каждого из участников проекта в случае, если доступное жилье по каким-либо причинам не было возведено.

Более того, законодательно не установлена ответственность заказчика строительства за невыполнение обязательств перед инвестором и государством как опосредованным соинвестором.

К тому же действующее законодательство способствует бесконечным строительным процессам, допуская существование бессрочного разрешения на выполнение строительных работ или декларации на начало строительных работ.

Именно в этом тонком месте обрывается законодательная логика. Поэтому, уважаемые потенциальные реципиенты господдержки, если жилой дом построить не удастся, то квартиру получить тоже не получится, а вот ипотечный кредит под 3% годовых придется возвращать все последующие десять лет.

Кстати, предполагается, что все дееспособные члены семьи поручатся по обязательствам должника. Значит, каждый из них будет нести ответственность всем своим имуществом в случае невозможности вернуть кредит.

Учитывая, что денежные инъекции в сумме 1 миллиарда гривен на программу доступного жилья не лучшим образом отразятся на стабильности курса гривны и, как следствие, стоимости монтажных работ, то сценарий приостановленного строительного проекта вполне реален.

P. S. В Украине в недостроенном состоянии находятся более 4 тысяч жилых домов. За каждым из них - трагедия сотни инвесторов. Увы, многим из них юридически помочь невозможно.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua