КСУ перевірить на конституційність антикорупційний закон

КСУ перевірить на конституційність антикорупційний закон

Людина, можливо, вже й забула про стопочку нічого не значущих акцій в дальньому кутку шафи, але зараз, коли дані про її майно розкриють, її чекає штраф і звільнення з роботи (рос.).
Понеділок, 20 лютого 2012, 15:09
Дмитро Шпенов, народний депутат від ПР, Голова підкомітету з питань судоустрою та статусу суддів Комітету Верховної ради з питань правосуддя. Заслужений юрист України.

8 февраля Конституционный суд Украины начал рассмотрение представления 53 народных депутатов о конституционности некоторых положений Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции". Представителями народных депутатов в КСУ определены я и мой коллега Владислав Забарский.

Как человек, которому предстоит обосновывать нашу позицию в суде, я хотел бы объяснить, почему мы обратились в КСУ и чего добиваемся.

За темою: Партія регіонів скасовує передвиборчий "стриптиз"

В части первой статьи 7 Закона устанавливается запрет на то, чтобы государственные служащие занимались бизнесом, входили в наблюдательные советы предприятий, а также в органы управлений предприятий. Если первые два запрета выглядят совершенно логично, препятствуя сращиванию бизнеса и власти, то третий – весьма жесткая мера, которая уже граничит с ограничением прав граждан.

Реклама:

Попробую объяснить, почему. Согласно законодательству, в органы управления входят абсолютно все собственники долей, либо акций общества. Таким образом, все чиновники (а это до 300 тысяч человек) лишаются права иметь какие-либо акции в собственности.

Например, если в 90-е годы человек обменял свой приватизационный сертификат на крохотный пакет акций одного из госпредприятий, сейчас он с точки зрения закона является коррупционером. Даже если этот человек занимает самую нижнюю ступень в системе государственной службы. То же самое касается вкладчиков печально известного "МММ" или других пирамид.

Человек, возможно, уже и позабыть успел о пыльной стопочке ничего не значащих акций в дальнем углу шкафа, но сейчас, когда данные о его имуществе вскроются (а они обязательно вскроются, ведь реестры акционеров никто не отменял), его ждет штраф и увольнение с работы.

Избавиться от такого сомнительного имущества тоже не так просто. Кто же станет покупать акции давно разорившихся пирамид или госпредприятий, часть из которых тоже давно остановилась? Просто выкинуть акции тоже не удастся, ведь это не повлечет за собой исключения из реестра акционеров.

Безусловно, это радикальные примеры, но есть значительное количество людей, владеющих небольшой долей либо акциями в действующих предприятиях. И имеющих на это полное право, защищаемое Конституцией Украины. Ведь фактический запрет на владение акциями, вопреки ст.ст. 22, 64 Конституции Украины, устанавливает более существенные ограничения прав личности, чем это предусмотрено самой Конституцией Украины.

Если вдуматься, то чем обычный госчиновник хуже любого другого гражданина Украины? Конечно, существуют ограничения, связанные с необходимостью разделить бизнес и власть. Но можно ли считать бизнесом небольшую долю корпоративных прав? Ведь владение акциями само по себе по законодательству не является предпринимательской деятельностью. Что же касается некоторых чиновников рангом повыше, которые владеют действительно большими пакетами акций, то они передавали свои корпоративные права в управление и таким образом вполне законным путем обходили запрет.

Хочу также обратить внимание, что в ратифицированных Украиной международных конвенциях о борьбе с коррупцией нет оснований для установления прямых безусловных запретов владения корпоративными правами.

Я считаю, что чиновники должны иметь право пользоваться своими конституционными правами как граждане Украины, не бояться потерять работу из-за того, что недоброжелатель найдет информацию о том, что чиновник имеет в собственности корпоративные права либо акции. И вместе с тем, выполнять обоснованные ограничения, которые накладывает на них должность. Именно потому мы обратились в КСУ с просьбой определить конституционность запрета на владение корпоративными правами.

Второй пункт Закона, конституционность которого мы просим определить, касается новой декларации о доходах. Пункт 2 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" предполагает, что госчиновники должны подавать сведения о своем имуществе, доходах, расходах и обязательствах по новой форме со дня вступления закона в силу (то есть, с 1 июля 2011 года). В то же время сама новая форма декларации вступила в силу только с 1 января 2012 года.

С нашей точки зрения, это не согласуется со ст. 58 Конституции Украины, которая говорит нам о том, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Фактически предлагается распространить действие положений закона, которые вступили в силу только в 2012 году, на факты и события, которые происходили в 2011 году.

Кроме того, расходы, как объект декларирования, появились в законодательстве впервые, в 2011 году у госслужащих не было юридической обязанности их фиксировать. Может сложиться ситуация, когда человек просто не сможет достоверно задекларировать все необходимое, потому что он не знал и не должен был знать, что ему будет предписано законом, который вступит в силу в будущем.

Я целиком поддерживаю идею о декларировании расходов, но считаю, что декларация по новой форме должна подаваться за 2012 год, когда она вступила в силу. Даже самые хорошие инициативы должны полностью согласовываться с требованиями Основного закона. Надеюсь, Конституционный суд поддержит нашу аргументацию.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: