Рада заборонила фіктивні банкрутства

Рада заборонила фіктивні банкрутства

Цей закон знімає мораторій на примусову реалізацію майна державних підприємств, які перебувають у стані банкрутства. Отже, він відкриває прямий шлях до виведення активів державних компаній через механізм банкрутства.
Четвер, 22 грудня 2011, 21:53
Народний депутат України, член Комітету Верховної Ради з питань правосуддя, глава підкомітету з питань правосуддя і статусу суддів. Заслужений юрист України.

До редакції "Економічної правди" надійшла колонка від одного з депутатів, які опікувалисьновим законом "Про банкрутство". Як відомо, сьогодні цей закон був прийнятий парламентом у другому читанні. Ми публікуємо колонку пана Дмитра Шпенова, але вважаємо за необхідне зробити одну ремарку.

Цей закон знімає мораторій на примусову реалізацію майна державних підприємств, які перебувають у стані банкрутства. Отже, він відкриває прямий шлях до виведення активів державних компаній через механізм банкрутства.

Це є дивним, тому що закон розроблявся разом з Кабінетом міністрів, який має захищати державне майно від розкрадання, навіть у такий начебто законний спосіб. Попередню спробу зняти мораторій зробили депутати Полунєєв, Аржевітін та Воропаєв у законопроекті №3795. Але той документ згодом ветував Віктор Янукович. Цікаво, яким буде рішення президента щодо цього закону?

Економічна правда

......................................

Сегодня Верховная Рада приняла во втором чтении проект нового закона о банкротстве. В парламенте он зарегистрирован под номером 8531. Его полное название - «Проект Закону про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом».

Пресса не уделила особого внимания рассмотрению этого законопроекта, между тем, он является одной из достаточно важных составляющих для ведения бизнеса в стране. Если закон будет одобрен Президентом Украины и вступит в силу, принципы проведения процедуры банкротства значительно изменятся в более цивилизованную сторону.

Будут установлены четкие сроки для всех, обращаю ваше внимание именно на эту формулировку, этапов процедуры банкротства. Исчезнут лазейки в законодательстве, позволявшие затягивать процесс банкротства, проводить фиктивные банкротства, захват госпредприятий, существенно повысится ответственность арбитражных управляющих.

Все, кто хоть раз сталкивался с процедурой банкротства в нашей стране, знают, насколько это сложный, болезненный и затратный процесс. Для тех же, кто «не в теме», приведу лишь несколько цифр.

Согласно данным Мирового банка и Мировой финансовой корпорации, Украина занимает 158 место из 183 по индикатору «закрытие бизнеса». В среднем процедура банкротства в нашей стране длится около 3 лет, а финансовые траты на производство в деле о банкротстве составляют почти половину от стоимости имущества (если быть точным – 42%)!

Среди стран нашего региона (Восточная Европа и Центральная Азия) Украина по показателю «закрытие бизнеса» находится на предпоследнем месте, опережая только Албанию. К примеру, в соседней России процедура банкротства в среднем занимает 2 года, а финансовые траты – 9%, в Литве – 1,5 года и 7% соответственно.

И дело далеко не только в сроках. История независимой Украины изобилует случаями, когда процедура банкротства использовалась с откровенно коррупционными целями. Например, распространено фиктивное банкротство госпредприятий, запрещенных к приватизации. В новом законе выписана специальная процедура банкротства госактивов, благодаря которой такая практика будет невозможна.

Также невозможной станет продажа имущества обанкротившихся предприятий по заниженным ценам. Согласно новой редакции закона о банкротстве, активы будут продаваться на аукционах (в том числе, путем торгов через интернет), что позволит создать большую конкуренцию и продать имущество должника по наивысшей цене.

Средства кредиторам будут возвращаться деньгами, полученными от проведения таких аукционов, а не имуществом предприятий, что позволит избежать случаев фиктивного банкротства с целью захвата активов предприятия.

Устранен целый ряд лазеек в законодательстве, которые позволяли недобросовестным должникам годами избегать выплаты обязательств, сохраняя контроль над предприятием.

Отдельный вопрос - низкая квалификация арбитражных управляющих. Об этом свидетельствует тот факт, что абсолютное большинство дел о банкротстве заканчивается ликвидацией банкрота. Хотя на практике при эффективной работе управляющего шансы на то, что предприятие сможет стать на ноги, «оздоровиться» и рассчитаться с кредиторами, достаточно высоки.

Новый закон предполагает, что допуск к профессии арбитражного управляющего будет проводиться исключительно через систему независимого автоматизированного тестирования и контроль за их деятельностью будет существенно усилен.

К сожалению, депутаты не учли важную поправку, которая предусматривает возможность, чтобы арбитражными управляющими могли быть не только физические, но и юридические лица. Это помогло бы действовать более эффективно в особо сложных случаях (например, при банкротстве крупных промышленных предприятий).

К таким юрлицам должны выдвигаться особые, повышенные требования. В их штате должна находиться большая группа специалистов, в том числе, специалист, имеющий значительный стаж работы на руководящей должности на промышленном предприятии. Следует отметить, что институт юридических лиц – арбитражных управляющих эффективно действует за рубежом, например, в США.

Новая редакция закона о банкротстве была подготовлена рабочей группой, в которую вошли представители органов государственной власти, авторитетных общественных организаций, а также международных структур, в частности, Мирового банка.

Участие в широком обсуждении законопроекта экспертной среды позволило максимально учесть все пожелания и избежать критики в адрес законопроекта.

Потому причин для того, чтобы сомневаться в подписании законопроекта Президентом я не вижу. Бизнес-среда давно ждала изменений в действующий закон о банкротстве и принятие его новой редакции.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua