Депозитарна колотнеча

Депозитарна колотнеча

Обидві структури були засновані за участю НБУ та ДКЦПФР. Цей факт натякає, що ми спостерігаємо лише черговий банальний конфлікт інтересів конкретних осіб.
Вівторок, 23 червня 2009, 18:40
Віталій Горовой, фінансовий аналітик, gorovoy.info

В прессе появилась информация о существовании некоего проекта решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), который предполагает создание Центрального депозитария Украины на базе Национального депозитария Украины (НДУ).

Проект якобы может быть утвержден уже на ближайшем заседании СНБО. Он, в частности, предписывает следующее.

Правительству - отозвать законопроект №3021, который разрешает определять статус центрального депозитария непосредственно участникам фондового рынка.

Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) - предусмотреть передачу всех контрольных копий реестров владельцев ценных бумаг в НДУ.

Реклама:

Национальному банку Украины (НБУ) - передать принадлежащие ему 25% акций Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ) в Фонд госимущества для дальнейшей приватизации.

Генпрокуратуре - проверить законность решений органов власти, рекомендовавших ранее создавать центральный депозитарий не на базе НДУ.

Здесь стоит отметить, что в соответствии с законом о Национальной депозитарной системе, именно НДУ является центральным институтом в системе депозитарного учета ценных бумаг.

Тем не менее, за все годы своего существования НДУ так и не дорос до предназначенного ему законодательного статуса. Доля депозитария на рынке составляет лишь около 0,75%, в то время как Межрегиональный фондовый союз (МФС) занимает почти 99%.

МФС в свое время создавался исключительно как расчетно-клиринговый депозитарий. Однако, в связи с отсутствием большой активности на биржевом рынке ценных бумаг, структура занялась созданием базы, содержащей данные о том, кому, сколько и каких ценных бумаг принадлежит на территории Украины.

В прошлом уже были попытки объединить Межрегиональный фондовый союз с НДУ на правах дочерних компаний в новом юридическом лице. Извечный вопрос, кто же будет главнее, стал причиной прекращения переговоров.

Теперь же руководство НДУ могла насторожить активизация Нацбанка на рынке депозитарных услуг. Ведь поглощение МФС новым детищем Нацбанка - ВДЦБ - уже успело стать "притчей во языцех".

И все же попавшая в СМИ версия проекта напоминает попытку чиновников, отчаявшихся разобраться в текущей ситуации, просто разрубить "гордиев узел" накопившихся проблем. Дескать, законодательно "расставим все точки над "і".

Впрочем, возникновение конфликта вокруг создания центрального депозитария выглядит довольно странным ввиду того, что обе структуры - ВДЦП и НДУ - были основаны при активном участии Нацбанка и ГКЦБФР. Сей факт намекает на то, что мы наблюдаем лишь банальный очередной конфликт интересов конкретных лиц.

В то же время, при условии единой позиции чиновников, для определения центрального депозитария достаточно сделать лишь несколько простых шагов.

1. ГКЦБФР необходимо нормативно закрепить за Национальным депозитарием право на ведение первичного учета ценных бумаг.

2. Учет корпоративных бумаг должен быть переведен от МФС к НДУ. МФС может оставить за собой право обслуживать лишь те ценные бумаги, которые обращаются на организованном рынке.

3. НБУ должен передать Нацдепозитарию право обслуживать государственные ценные бумаги.

4. Контрольные копии реестров владельцев ценных бумаг, хранящихся у многих украинских регистраторов, нужно передать НДУ.

И все-таки, попробуем разобраться в причинах, из-за которых разгорелся весь этот сыр-бор.

В соответствии c новым законом об акционерных обществах, в течение ближайших двух лет состоится перевод всех акций в бездокументарный вид.

После этого центральный депозитарий получит возможность не только обслуживать больше клиентов и, как следствие, пропускать через себя значительные финансовые потоки, но и превратится в наибольшую базу информации по украинским эмитентам.

А ведь кто владеет информацией, тот владеет миром.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: