Ігри з відповідальністю і без

Ігри з відповідальністю і без

Принципи відповідальної гри (Responsible Gambling) упроваджені практично всіма операторами азартних ігор Європи.
Четвер, 18 грудня 2008, 16:33
Данил Гетманцев, доцент кафедры конституционного и административного права НУ им. Т.Шевченко, почетный президент юридической компании Jurimex.

За последние двадцать лет все мы уже привыкли к азартным играм, общедоступным в каждом городе, а в последнее время - и в каждом селе. Азартные игры стали неотъемлемой частью нашей жизни, вписавшись мириадами ярких огней в серый пейзаж наших вечерних улиц.

Но дело даже не столько в количестве азартных заведений, сколько в их качестве, т.е. качестве игровой услуги, которая предлагается без каких-либо ограничений населению.

Бесспорно, что азартный бизнес подлежит строгому ограничению со стороны государства, т. к. его существование приносит ощутимый вред обществу в целом и отдельным гражданам в частности. Так, с одной стороны, игра воспитывает у населения (особенно у молодой его части) психологию потребления, с другой - содержит серьезные риски для так называемых незащищенных категорий игроков.

Поэтому азартная игра, как один из наиболее опасных видов деятельности, подлежит строгому ограничению.

Реклама:

Принципы ответственной игры (Responsible Gambling) внедрены практически всеми операторами азартных игр Европы. Сегодня эти принципы унифицируются, вводятся в национальное законодательное поле стран Европы, а также отображаются в корпоративных нормах европейских объединений организаторов азартных игр.

Возможно, украинские организаторы азартных игр воспримут в штыки правила, призванные ограничить их доход. Но на западе инициатива введения таких правил исходит от самих операторов. Почему?

Может, потому, что подавляющее большинство из них являются государственными или частично государственными организациями, для которых вопрос прибыли является второстепенным по отношению к вопросу пользы общества от их существования?

Таким образом, вся соль - в правильной организации рынка, правильном построении отношений собственности и контроля? И да, и нет. Ведь модель рынка азартных игр - это производное от чего-то более важного и глубокого, а именно - понимания сущности игры на деньги как таковой, если хотите, - философии азартной игры.

В основе философии азартной игры цивилизованного мира лежит понимание ее как вредного, но неизбежного явления. Явления, полный запрет которого будет иметь следствием создание нелегального игорного рынка, сопряженного с мошенничеством и ростом преступности.

Поэтому именно в удовлетворении минимального спроса населения на игру и состоит первая и основная задача цивилизованного оператора азартной игры, который не имеет права стимулировать человеческий азарт более, чем для целей блокирования возможности проведения нелегальной игры.

В этой связи показательным является решение Конституционного суда ФРГ от 2006 года, согласно которому строгая ориентация на ограничение проблемного поведения и игровых нарушений должна быть выражена в самой структуре государственной монополии на рынке азартных игр, как на практике, так и в законе.

Конечно, государства зарабатывают на игре немалые деньги. В крупных европейских странах оборот только лотерей исчисляется десятками миллиардов евро. И это является вторым исходным началом понимания игр на деньги в Европе.

Ведь именно использование денег от игровых автоматов, лотерей, казино на благие цели является дополнительным оправданием, позволяющим государству их монопольно легализовать. Естественно, мощный источник финансирования социальной сферы не может быть оправдан деятельностью, которая причиняет ощутимый вред обществу.

С первыми двумя очень тесно связан третий основополагающий принцип организации игорных рынков за рубежом. Это принцип повышенного государственного контроля над проведением азартных игр, который распространяется не только на сопровождение всего процесса игры, выплаты выигрышного фонда и уплаты налогов, но и на добросовестность и добропорядочность персонала и собственников государственных и негосударственных операторов азартных игр.

Очень показательным в этой связи является пример правового регулирования организации азартных игр в Лас-Вегасе. Так, знаменитому Франку Сенатре, являвшемуся в середине 50-х годов собственником 9% паевых взносов в крупнейшем казино Лас-Вегаса "Пески", пришлось продать свой пакет за 391 тысяч долларов.

Комиссия по азартным играм штата Невада предъявила претензии к певцу, что некий Сем Дж., фигурирующий в черном списке нежелательных элементов, подготовленном комиссией, был гостем Сенатры в его отеле "Кел Нев Лодж".

Однако правила рознятся в отдельных элементах и деталях, что до последнего времени не позволяло утверждать существование международно-признанной системы правил ответственной игры. Кроме этого, до последнего времени была недоступна сертификация операторов на соответствие таким правилам.

Поэтому международными объединениями организаторов азартных игр с 2003 года разрабатывались стандарты Responsible Gambling. Комитет Европарламента IMCO, ответственный за разработку проектов решений в сфере государственного регулирования азартных игр, в своем отчете от 17 октября 2008 года указал на необходимость проведения фундаментальных исследований в области предотвращения негативного влияния игр.

Он также настаивает на государственном ограничении игры, жестких правилах рекламирования азартных игр, их промоушена и инструментов, стимулирующих игру.

Основное внимание операторов в сфере Responsible Gambling направлено на защиту так называемых уязвимых слоев населения, которые делятся на 2 группы: патологические игроки и игроки в зоне риска, которые поддаются соблазну системной (опасной) игры только при стечении определенных обстоятельств (сюда относятся безработные, лица, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и т. д.)

Европейские стандарты ответственных игр, подписанные практически всеми крупными операторами Европы, систематизируются по 10 разделам. Остановимся лишь на некоторых сторонах каждого из них.

1). Исследования. Организаторы азартных игр обязаны проводить и финансировать исследования влияния игр на общество и психику человека, а также обнародовать результаты таких исследований, обращая особенное внимание на негативное влияние игры.
Согласно уже упомянутому решению Конституционного суда ФРГ, государство (в лице операторов) должно предоставлять игроку возможность полного знания о потенциальном риске игры.

2). Обучение персонала. Операторы азартных игр должны на ежегодной основе обучать персонал стандартам ответственной игры. По результатам обучения персонал получает сертификаты.

3). Работа с агентами сети продаж. Все распространители лотерей и персонал на точках продаж должен быть снабжен в достаточном количестве информационными материалами, касающимися вреда азартной игры. Перед допуском к работе агенты должны пройти обязательное обучение Responsible Gambling и получить сертификат.
Агенты должны быть письменно уведомлены о запрете принятия ставок на игру в кредит, включая, в некоторых юрисдикциях, и кредитные карты. Систематическое обучение и тестирование распространителей (агентов) осуществляется ежегодно. Так, в Швейцарии, Швеции, Финляндии и других странах запрещено принимать от игроков слишком большие ставки на игру.
Очень интересным является правило, запрещающее предложение игроку игры на деньги, полученные им в качестве выигрыша. По общему правилу, распространителям запрещается играть в игры, которые они продают. Некоторые операторы (Швейцария) запрещают оборудование игровых автоматов стульями для игры (чтобы игрок не мог провести за игрой слишком много времени).

4). Дизайн игры. Перед запуском каждого нового игрового продукта организатор должен провести исследование социального влияния продукта, а также оценку рисков, связанных с его запуском. Оператор не может проводить игры высокого риска, кроме случаев, если такая игра уже проводится нелегально, и проведение ее оператором повлечет за собой минимизацию негативного влияния нелегальной игры на общество.

5). Удаленные игровые каналы. Если азартная игра предполагает участие игрока посредством использования удаленных каналов (Интернет, почта и т. д.), необходимой является идентификация игрока путем указания им своего адреса и т. д.
Кроме того, интерфейс игры должен быть оснащен устройствами, ограничивающими игру, как то, таймер, фиксирующий время игры, денежные лимиты игры, сума денег, которые были проиграны игроком и т. д.
6). Реклама и маркетинг. Реклама игры не должна безосновательно побуждать к игре по принципу больше играешь - больше выигрываешь, вероятность выигрыша должна описываться правдиво, исходя из реальных шансов, без преувеличений. Реклама крупных выигрышей невозможна без указания шансов на их выигрыш.
Реклама не должна содержать даже намека на то, что игра является альтернативой работе, а также не может использовать финансовые трудности игрока как стимул для игры. Маркетинговые мероприятия не должны каким-либо образом касаться рекламы быстрых ссуд, возможности игры в долг и т. д. В рекламе запрещены все формы дискриминации.

(7) Лечение зависимых от игры. Организаторы игр должны сотрудничать с организациями и учреждениями, занимающимися разработкой проблем зависимости от игры, и учитывать их пожелания в своей деятельности и рекламе. Организаторы игр информируют игрока о таких организациях в местах, где такие игры предлагаются.

(8) Образование игроков. Меры организаторов игр, направленные на образование игроков, должны включать:
- детализированную информацию о ставках и шансах выиграть, и о том, какие риски проигрыша существуют в каждой игре;
- информацию по ограничению возраста игрока;
- организацию бесплатной горячей линии для игроков;
- другую информацию о программе ответственных игр, а также о том, где получить помощь в случае проблем с игрой.

9). Работа с заинтересованными лицами. Организаторы игр должны на постоянной основе осуществлять контакт с лицами и организациями, интересы которых прямо или опосредованно связанны с игрой, с целью учета их требований в своей деятельности. К таким организациям и лицам относят персонал операторов, государственные органы, организации игроков, прессу, научные организации и др.
Так, например, в финском операторе Veikkaus Oy создан постоянно действующий совещательный орган в составе 12 знаменитых людей, собирающийся на заседания не менее 5 раз в год для решения этических вопросов, связанных и игрой.

10). Отчеты и сертификация. Деятельность операторов азартных игр должна быть публичной и прозрачной. Для этого операторы должны составлять ежегодные отчеты о своей деятельности, в том числе и в сфере Responsible Gambling. Уже упомянутый нами Veikkaus Oy рассылает свой ежегодный отчет не только всем депутатам парламента, государственным органам, но и партнерам.
В Германии на законодательном уровне операторы азартных игр обязаны подавать контролирующим органам отчеты о работе в сфере Responsible Gambling, которые включают, в частности, информацию о санкциях, примененных к распространителям за нарушения правил ответственной игры (например, продажа лотерейного билета несовершеннолетнему).

Сравнивая вышеизложенные правила с украинскими реалиями, необходимо отметить, что для нашего общества они воспринимаются, как явление без преувеличения экзотическое.

Ведь учитывая уровень "развития" украинского игорного бизнеса, который все еще воспринимается нами как бизнес, основной задачей регулирования этого сектора экономики остается выведение его из тени. Задача, с которой справиться нашему государству пока не под силу.

Однако именно разительные отличия в задачах правового регулирования игорной деятельности у нас и за границей позволяют нам как нельзя более объективно оценить состояние нашего законодательного поля по отношению к аналогичным правовым институтам за рубежом.

Тем более явной и очевидной является необходимость немедленных фундаментальных изменений в подходах к правовому регулированию азартного бизнеса в Украине, изменение не столько отдельных правовых норм, сколько понимания этой сферы деятельности в целом.

Отсутствие четкой сформулированной государственной политики в данной сфере в недалеком будущем может иметь для нашего общества катастрофические последствия.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: