Вакансия: политрук по работе с элитой (Часть І)

Вакансия: политрук по работе с элитой (Часть І)

Я оптимист. Во всяком случае, я сознательно пытаюсь вырастить свой оптимизм изнутри. Нет народов, априорно недостойных лучшей жизни. Процент дураков во всех странах приблизительно одинаков. Вся разница в социальных привычках, в том, что можно накрыть терм
Середа, 30 травня 2007, 12:22
Три последних месяца сожрали остатки иллюзий по отношению к интеллектуальным способностям нынешней украинской элиты.

И это хорошо. Эта подводная лодка должна лечь на дно прежде чем начать всплывать. Хорошо, что дно уже видно. На нем написано крупными, и, в тот момент, пока мы пишем этот текст, еще не кровавыми буквами, что страной управляет безответственный правящий класс. Начиная от секретарских, верховнорадских и кабминовских деятелей с совпрофсоюзным, комсомольским и бухгалтерским прошлым и заканчивая самым распоследним олигархом или олигархшей.

Вряд ли причина безответственности и абсолютной интеллектуальной непроходимости правящего класса только в его угрюмом советском и профсоюзно-комсомольском прошлом.

В конце концов, каждый устраивался как мог – кто был сам партайгеноссе, кто по-бухгалтерски удачно женился, а кто и, не будем скрывать, удачно вышел замуж за партайгеносского сына, в то время, как остальной советский народ только начинал переходить от первоначального накопления эпохи развитого социализма к торговле носками и турецкими куртками на базарах. Каждый устраивался как мог, но за истекшее с кулечно-носочного и профсоюзно-видеосалонного этапа время можно было бы всему научиться. И способности вырабатывать из первичных "понятий" - правила и следовать им, и способности мыслить не на месяц-год вперед, а стратегически. Можно было бы научиться и тому, что называется noblesse oblige-ответственности перед территорией, временно вверенной им в управление, ответственности, вытекающей просто из факта его, украинского правящего класса, неординарного положения.

К сожалению, ничего этого не произошло. Результаты налицо – Украина как экономический и социальный организм, как мы уже писали здесь, пасет задних по сравнению со странами, стартовавшими проблизительно с той же точки. Триста пятьдесят миллиардов долларов польского ВВП против восьмидесяти украинского, почти триста миллиардов долларов в год абсолютного отставания – вот чистый остаток деятельности кучм, кравчуков, януковичей, тимошенко, ющенко и прочих яценюков, не говоря уже о луценко и сознательно не поминая всуе олигархов, которые наравне с кучмами и ющенками несут ответственность за эти недозаработанные гражданами - и самими олигархами! - миллиарды.

Ничего этого элитарного, высокого, действенного, как, например, в Эстонии, Чехии или хотя бы Польше – не произошло и произойти не могло. И причина, как нам кажется, кроется в самом украинском народе.

Спрос рождает предложение и наоборот

В Украине просто нет спроса на другой правящий класс. Вот он и не появляется. Будущие украинские де Голли, Бисмарки, Блеры, Тетчеры и Рейганы, Рокфеллеры и Биллы Гейтсы проявляют свои таланты в политическом консультировании или маркетинге – в лучшем случае, а в худшем – продолжают торговать в обобщенном смысле все теми же носками на тех же базарах и соревноваться в мелочном и интеллектуально отупляющем налогообхождении с государством.

Украинский народ имеет спрос на образ Верки Сердючки. Из политических и экономических Верок Сердючек украинская элита и состоит. Эта элита ездит в брюссели, москвы и вашингтоны точно так же, как Сердючка съездила в Хельсинки: показать, что Украина еще есть, ще не вмерла, и что она умеет "дуркувати".

Я оптимист. Во всяком случае, я сознательно пытаюсь вырастить свой оптимизм изнутри. Нет народов, априорно недостойных лучшей жизни. Процент дураков во всех странах приблизительно одинаков. Вся разница в социальных привычках, в том, что можно накрыть термином "культура". И привычки эти, образ действий, присущий нациям условно более успешным, можно взрастить так же, как я взращиваю свой оптимизм по отношению к Украине.

Прежде, чем Украина сможет выставить своих лидеров против лидеров все более глобализованного мира, спрос на такую элиту должен появиться у украинского народа. Никакие НАТО, ЕС или ЕЭП или ВТО не вытянут Украину за шиворот из интеллектуального болота (а на это, видимо, и надеются те, кто отстаивает идею вступления страны куда-нибудь, где условно лучше), пока у нее у самой не появится шило в ягодичной области.

Пока у граждан страны не появится то, что французский философ Мишель Фуко называет способностью к критическому государственному мышлению. Пока у украинцев – русско ли язычных или украиноязычных – не зародится и не укоренится навечно вопрос "как не быть управляемым" или, как сам Фуко уточняет – "как не быть управляемым именно так, как управляют тобой сейчас: именно этими способами, во имя этих принципов, как не быть управляемым с этими целями, и пользуясь именно такими процедурами, не так, не для этого и не этими людьми".

Из этого критического подхода обязательно возникнет и обратная, позитивная интеллектуальная волна – "Как управлять этим народом сейчас, как можно убедить его быть управляемым, какие цели, способы приемлемы и эффективны, какие процедуры сейчас работают? Управлять - как, во имя чего и какими именно людьми?" Обратный, позитивный ход мысли со стороны правящего класса невозможен без критического подхода со стороны народа.

И критический подход не может заключаться только в том, какими людьми должна быть управляема Украина. "Кем именно" – гораздо менее важно, чем "как". Под хорошо придуманное "как" люди появятся сами собой.

Почему любая ветвь власти в Украине может простой бумажкой узурпировать власть? Почему три разных чиновника могут приказать одному вооруженному подразделению выполнить три разные задачи? Почему один государственный муж может объявить другого в равной степени государственного мужа не государственным мужем? Может, это и есть оптимальная ситуация для страны? Зачем чиновник имеет больше прав в Украине, чем гражданин, а не меньше, как это следовало бы из здравого смысла? Что такое власть и почему в Украине кажется, что государственной власти одновременно и слишком много, и слишком мало? Где граница между ответственностью человека и ответственностью государства? Почему государственные процедуры соблюдаются в Украине на основе личной преданности и вассальной зависимости? Оптимально ли это для страны? Если оптимально, может, это нужно записать в конституции, чтобы не было путаницы? Как сделать так, чтобы вор имел меньше, а не больше возможности воровать в государственном учреждении, чем карманник в трамвае?

Украинцам пора попробовать выдумать новую Украину. Сейчас самое время, пока страна опять не закристаллизовалась на несколько апатичных и отупляющих лет. Достаточно, если этим займется хотя бы один процент дееспособного населения страны – двести-триста тысяч человек, десятая доля из которых сейчас читает эту страничку.

Выдумывать Украину нужно заново. И делать это побыстрее, потому что пока Украина слюнит пальцы и пересчитывает свои газовые и металлургические деньги, возможности маневра у нее стремительно исчерпываются по демографическим причинам. Если страна не совершит невероятный экономический прыжок, для которого у нее есть сейчас демографические и макроэкономические возможности, в течение ближайших пяти-семи лет, она потеряет эту возможность навсегда. Три года назад, в 2004, у нее было на это еще около десяти лет.

Нужно отвечать на вопрос – "как", а не "кто". Выдумывать нужно институции, которые способствуют этому необходимому для страны социально-экономическому прыжку. Заново, с чистого листа.

Друга частина статті "Биржа как признак импотенции правящего класса"

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua
Підпишіться на наші повідомлення!