"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Глубина пропаганды, или Жизнь в танке

Глубина пропаганды, или Жизнь в танке

Украинцы в первых рядах среди наций, убегающих от реальности в цифровой мир. Как это повлияет на будущие поколения?
Понедельник, 3 августа 2015, 16:05
Стас Юрасов, ЭП

В июне Украина запретила демонстрацию сериалов и фильмов, снятых с начала 2014 года, а также контента, прославляющего спецслужбы и правоохранительные органы России и СССР.

В июле Госкино начало активные обсуждения в Кабмине законопроекта о поддержке отечественного кинопроизводства.

Крупные местные студии хотят привлекать в Украину больше заказчиков из-за рубежа. Хотят создать новую перспективную индустрию.

Тема контента, то есть того, что показывать людям после отказа от российского продукта, сейчас для страны как никогда актуальна.

Реклама:

Но, боюсь, несмотря на все существующие инициативы, этому вопросу все-таки по-прежнему не уделяют должного внимания.

Виртуальные идеалы

Попробую обосновать свою точку зрения, почему набор контента в любом его проявлении так важен для страны.

В мире есть миллион теорий о том, что человеческая личность, ее индивидуальность, качества формируются под влиянием, с одной стороны, унаследованных генов, а с другой - за счет окружения и воспитания в период взросления. Что влияет на человека больше, точно пока никто не знает.

К тому же сами понятия "окружение" и "воспитание" зачастую воспринимается чересчур дословно. В основном, акцент делается на вполне конкретных людей - родителей, родственников, друзей, знакомых, учителей, соседей.

Родился ребенок в семье алкоголиков, - значит, будет малолетний преступник или наркоман. Но как объяснить, что в семье алкоголиков в провинции вдруг вырастает успешный предприниматель, переехавший, скажем, в Штаты? Гены? Вряд ли им удалось "пробиться" через такое окружение.

Ответ можно поискать, изучив несколько примеров. В круге моих знакомых есть люди, которые отлично знают английский. Причем не английский по учебникам, а тот самый American или British English. Со всеми присущими ему свойствами: акцентом, идиомами, беглостью речи и так далее. Думаете, учились заграницей?

Нет, максимум пару раз съездили. Среди старого поколения такое редкость, а вот люди помладше мне попадаются с таким "даром" чаще. Вряд ли это гены.

Все, опять-таки, зависит от окружения, и в современном мире это не только родители, друзья и учителя. Огромное значение на формирование личности, на мой взгляд, оказывает именно доступность различных медиа. А их сейчас огромное множество. В разы больше, чем даже десять лет назад.

Да и "эффект присутствия" прогрессирует: отличное качество звука, видео в 3D, множество экранов на руках. Разве что голограммы пока не хватает.

Если молодой человек - любитель, скажем, американских сериалов, есть вероятность, что он начнет смотреть их в оригинале где-нибудь на ex.ua, чтобы лучше понять основные мысли героев, от которых фанатеет.

А через год какой-нибудь ленивый школьник, прогуливающий уроки и сидящий дома перед компом за сериалами, а в остальное время скитающийся по району и слушающий в наушниках американский поп-рок и пытающийся его напевать, вдруг ошарашивает маму тем, что в совершенстве говорит на чужом языке.

Молодой мозг подростка жадно глотает и усваивает информацию, и создается симуляция того, что он взрослеет в другой стране. Частично, конечно.

Недавно в Грузии я был несколько раз удивлен, что многие из нового поколения безо всякого акцента говорят на русском. В то время как он даже у старых "советских" грузин акцент четко выражен. Поинтересовался у одного: как так хорошо выучил? В школе? Нет, говорит, просто мультики смотрел по телевизору.

Просидеть жизнь перед экраном

Иными словами, в понятие "окружение" и даже "воспитание" в наше время нужно обязательно добавить, такую составляющую как качества, добытые через удаленные коммуникации. Иногда они могут сыграть решающую роль в становлении личности. Можно ли измерить их долю влияния?

Данных и оценок предостаточно. Вот, например, издание Businessviews.com.ua расписывает исследование, согласно которому среднестатистический украинец из своей жизни продолжительностью 71 год 8,2% тратит на телевидение и интернет.

Это, на минуточку, целых восемь лет. Уверен, что если бы выборка была только по подросткам, то цифра была бы в несколько раз выше.

Нажмите для увеличения 

Украинцы в первых рядах среди наций, убегающих от реальности в цифровую жизнь. Как пишет ain.ua со ссылкой на исследование Google, 7% украинских респондентов на выходных начинают свое утро с просмотра онлайн-видео.

Это один из самых высоких показателей в мире. Для сравнения: в Китае и Великобритании такое начало дня предпочитают лишь 5% пользователей.

Нажмите для увеличения 

Это говорит о том, что влияние "удаленного окружения" на будущее украинское поколение будет очень серьезным. Каким будет это поколение, сильно зависит от того, что же интересного найдет оно для себя на просторах сети.

Телевизор еще не потерян?

На информационную политику в интернете, разумеется, влиять сложно. Да и дело это неблагодарное. Однако нельзя забывать, что подавляющее большинство украинцев постарше по-прежнему использует как основной канал линейное телевидение. Именно оно для него зачастую составляет основной досуг.

Да, созданный в "Наша Раша" образ Белякова из Таганрога, который любит разговаривать с телевизором, в каком-то роде смешной. Но сколько таких Беляковых может быть и в Украине? Тех, которые предпочитают спорить с голубым экраном, а не с людьми из своего окружения.

Для них реальная жизнь протекает уже именно там - в "заэкранье". И что они из этого общения в итоге выносят? Как действуют, скажем, на работе или в быту?

Это приводит меня к заключению, что вовсе не пропагандистские новости - самая страшная зомби-машина. Напомню, что в начале открытого конфликта с Россией в 2014 году первым делом власти запретили именно новостные российские каналы, опасаясь влияния пропаганды. Зомби-машина гораздо страшнее.

Она зарывалась в мозг еще с добрыми советскими фильмами, которые принято было смотреть перед большими праздниками. Какие клише мышления и поведения может навязать, например, "Москва слезам не верит?".

Только свои, свойственные тому времени. Гоша, он же Гога, он же Юра, он же Жора - позитивный герой. Мужик во всех смыслах: может и влюбиться в электричке, и за слабых постоять, и шашлык организовать, и умный, как академик.

Но почему-то не академик, а простой слесарь, живущий в "антуражной" комнатушке в общежитии. Потому что не каждому же академиком быть. Так ведь?

 Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Дяде Жоре не нужно быть состоятельным, а мысли о преобладании женщины в этом плане заводят его в ступор и запой. Никого его образ не напоминает? Никто своих знакомых не узнал? Может, родственников, которым лет, эдак, 40-60.

Дядя Жора из телевизора вполне мог быть их идеалом для подражания. Может, даже на подсознательном уровне. Но очень надолго его хватило. На всю жизнь. Не только на жизнь клонов поведения Жор в СССР, но и в современной Украине.

Нельзя сказать, что Жора плохой. Просто для нынешних времен он не очень подходящий идеал. Хотя и очень цепкий.

Однако советские фильмы - это еще цветочки по сравнению с тем адом, что наштамповали в постсоветские девяностые, причем как в кинематографе, так и в музыке, в частности, воровской "шансон".

Если отбросить всю любовь-морковь, то в творчестве этого периода останутся, наверное, всего несколько генеральных линий: о жизни общества, скатившегося в низы, от которой мурашки по коже, или о разборках с рэкетирами.

Более поздние российские сериалы, 2000-х годов, казалось бы, менее похожи, на треш. И по качеству съемки, и по игре актеров. Да, в них встречаются доблестные сотрудники всяких там правоохранительных органов и бравые солдаты.

Но даже это не так страшно. Верней, это вообще не страшно по сравнению с теми моделями жизни, которые передавал этот контент долгие годы сидения дома после работы и которые, боюсь, еще долго будут сидеть в головах. В чем суть?

Из касты не выйти?

Меня всегда удивляло, как четко проигрывается героями западных фильмов разного рода успешные и сложные дела, решения проблем, рассказы о бизнесах и детальное повествование каких-нибудь увлекательных событий, метаморфоз человеческих личностей. Дьявол в деталях - и это про американские фильмы.

 Кадр из фильма "Назад в будущее"

Не все, но многие. Россияне вроде как тоже снимают фильмы и сериалы. Порой довольно годные. Этот контент вполне может рассмешить или пробить на поверхностные чувства сострадания. Но глубже почему-то не хватает.

Если взглянуть на этот кинематограф в общем, то видятся лишь две генеральные линии. Причем непонятно, как они могут быть связаны в реальной жизни.

Есть жизнь среднестатистических, как правило, достаточно бедных любовниц, врачей, учителей, журналистов, военных, милиционеров. А с другой стороны - богатые и успешные бизнесмены, влиятельные люди, олигархи.

В сюжетах эти две крайности пересекаются, но непонятно, как именно разбогател и чем занимается богатей, и почему так беспомощен герой-простолюдин.

Упрощу: почему социальное положение героев, в принципе, ясно, но совершенно непонятно, как герой до такой хорошей или плохой жизни докатился. И перейти из одной касты в другую тоже нормальным, честным или каким-то более или менее естественным логическим путем в принципе не возможно.

Чем это плохо? На мой взгляд, введение в сознание такой парадигмы помогает удержать барьер между бедными и богатыми. То есть это уже не Советский союз, где быть состоятельным априори непочетно. Это некий новый уровень, где есть два типа людей: те, кто уже добились всего, и те, кто уже не добились.

Это может программировать удержание статус-кво в обществе на долгое время. Если даже все снятое в постсоветских странах кино попросту запретить.

Без танка в голове?

Актуальный вопрос замены контента куда более сложный, чем отказ от старого. Для начала нужно четко понимать: а наснимаем ли мы адекватное свое? Ведь у местных режиссеров и сценаристов сознание еще тоже часто старое. Они вполне могут снова наплодить горы треша, и мы снова встанем на те же грабли.

 Источник worldoftanks.ru

Например, наснимаем кучу кинолент о геройствах на войне и запрограммируем общество на такую модель поведения. Кстати, так уже было при Союзе, а Россия эту линию успешно подхватила. Пригодится ли она в мирное время?

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания время от времени говорит о доступных дешевых польских, турецких и даже корейских продуктах. Но какие скрытые, неосознанные месседжи могут быть заложены в них? Будет ли это полезно в наших реалиях?

Нам совсем не помешало бы "воспитание" новых качеств - ответственности, целеустремленности, успешности и попросту веры в свои силы. Или это новое, но все такое же дешевое кино окажется теми же яйцами, только в профиль?

Возможно, гораздо больше угроз при формировании новых независимых личностей сейчас несет как раз не фильмовый контент, а онлайн-игры.

Что чувствует украинец, играющий в популярную игру World of Tanks? Кстати, таких людей у нас сотни тысяч. Он просто играет в игру и испытывает соответствующие эмоции? Примерно такие же, как и при игре в футбол, или действительно ощущает себя в танке? Пусть в виртуальном, но танке.

Я склоняюсь ко второму. Как минимум, потому, что он платит реальные деньги при апгрейдах. Как повлияет на такую личность укоренившаяся частичка танка в голове? Где, когда и как она может проявиться?

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: