Как Яценюк и Билоус НДС-счета внедрили

Как Яценюк и Билоус НДС-счета внедрили

1 февраля уже в воскресенье. У ГФС был целый месяц для того, чтобы утвердить соответствующий порядок и довести до сведения всех бухгалтеров Украины. Ведь речь идет об операциях, за которые предусматриваются серьезные финансовые и уголовные санкции. Но подчиненные господина Билоуса подготовили изменения лишь к 30 января. Что, собственно, и вынудило Яценюка проводить очередное псевдозаседание Кабмина.
Пятница, 30 января 2015, 23:05
Андрей Вышинский, ЭП

В пятницу 30 января премьер-министр Арсений Яценюк провел эксклюзивное "псевдозаседание" Кабмина.

Оно было назначено специально, чтобы принять проект постановления Кабмина "О внесении изменений в Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных", внесенный в тот же день председателем Государственной фискальной службы Игорем Билоусом на рассмотрение правительственного социально-экономического комитета (при Кабмине).

В прежние времена, при правительстве Николая Азарова, нынешние руководители страны крайне возмущались проведением так называемого "малого Кабмина", на котором обсуждались вопросы, нежелательные для чересчур широкой огласки. Тем не менее, если народным депутатам удавалось узнать о проведении таких заседаний (а "слив" всегда имел место), то они могли прийти на такое заседание, и хотя бы высказаться по поводу рассматриваемых документов.

Яценюк как глава правительства "камикадзе" пошел дальше своего предшественника. Еще прошлой осенью он начал вносить большинство вопросов, рассматриваемых на заседании правительства, "с голоса" – тем самым превратив заседания Кабмину в профанацию. По сути, нынешний премьер принимает на заседаниях что и когда ему захочется. В том числе без предварительного обсуждения с экспертами и другими министрами, без юридических экспертиз и прочих ненужных формальностей. Дабы узаконить подобное явление, он даже сумел закрепить подобный порядок вещей в регламенте деятельности Кабмина.

Реклама:

Но в пятницу 30 января 2015 года речь шла о новом витке режима "ручного управления" правительством. Яценюк провел псевдозаседание.

Арсеній Яценюк (у центрі). Фото kmu.gov.ua

Новое налоговое постановление является имплементацией предновогодних изменений в порядок администрирования НДС. Речь идет о введении счетов, через которые будут пропускаться все операции по администрированию налога на добавленную стоимость.

По задумке авторов из Минфина, этот инструмент полностью уничтожит такое явление, как "налоговые ямы" – предприятия, на которых миллиардные суммы налога на добавленную стоимость улетучиваются в неизвестном направлении. Это те самые "ямы", с которыми за почти год работы ведомство господина Билоуса справиться не смогло (или не захотело, учитывая участие налоговиков в работе крупнейших из них).

Дай бог, чтобы так. Но нет идеальных решений. Введение НДС-счетов вытянет из предприятий и заморозит на счетах в Госказначействе более 40 млрд грн ликвидных "живых" средств. Учитывая, что таких денег у бизнеса нет, а на счетах коммерческих банков свободной ликвидности реально (из-за новых правил резервирования) меньше 10 млрд грн, было принято решение отсрочить внедрение НДС-счетов до 1 июля.

Точнее, внедрение реальных денежных расчетов по ним. Сами счета будут запущены уже с 1 февраля.

С ближайшего воскресенья регистрироваться в Едином реестре должны будут все без исключения налоговые накладные, даже когда они не выдаются покупателю и остаются у продавца. Перечень поводов начать осваивать компьютерную грамоту у плательщиков предостаточно. Например, регистрироваться должна накладная по случаю получении услуг от нерезидента с местом поставки в Украине, в рамках соглашений о разделе продукции и в прочих не менее сложных случаях. Полный перечень можно найти в Налоговом кодексе.

Но ведь 1 февраля уже в воскресенье – через 2 дня после утверждения документа. У Государственной фискальной службы был целый месяц для того, чтобы разработать соответствующий порядок, утвердить его и довести до сведения всех бухгалтеров Украины. Ведь речь идет об операциях, за которые предусматриваются серьезные финансовые и уголовные санкции.

Но подчиненные господина Билоуса традиционно съездили в отпуска, а потом не торопясь подготовили изменения в Порядок ведения Единого реестра – в аккурат 30 января. Что, собственно, и вынудило Яценюка проводить очередное псевдозаседание Кабмина – чтобы "прибрать" за своим подшефным.

И вот, псевдозаседание прошло. Документ даже вывешен на сайте Кабмина, хотя это не является официальной публикацией (которая предполагает легитимность решения). Но даже если 31 января постановление будет опубликовано и вступит в силу (во что не очень верится), каким образом им смогут пользоваться предприниматели уже на следующий день?

А главное, каким будет отношение к ним со стороны налоговиков за ошибки, которые неминуемо возникнут? Ведь за собственную нерасторопность Игорь Билоус наверняка заставить расплачиваться налогоплательщиков.

В прошлом году подобную "свинью" бизнесу подложил Кабмин "злочынной влады". Тогда только 5 февраля было принято, и только 18 февраля вступило в силу постановление правительства, которым утверждаются перечни черного и цветного металлолома, операции с которыми освобождаются от уплаты НДС. Хотя Закон об освобождении операций с ломом от НДС действовал с 1 января.

А теперь внимание тем, кто уже решили высказаться в духе "нынешний глава ГФС стоит на позициях защиты бизнеса". Давайте вспомним, что сделал Игорь Билоус в этой связи.

10 октября он подписал явно противозаконное письмо ГФС №7066/7/99-99-10-04-02-1, в котором сообщил, что постановление Кабмина выше Закона. А потому всех, кто в период с 1 января по 19 февраля провел операции с ломом без НДС, следует привлечь к ответственности. Что налоговики и стали массово делать.

Подобный фокус вполне может получиться и в этот раз. Напомним, вечером 30 января постановление появилось на сайте Кабмина.

 

Предпринимателей, прочитавших текст решения, ждет очередной сюрприз. По печальной традиции, в очередной раз подтвердилась склонность к непринужденному нарушению законодательства, царящая в возглавляемой Билоусом службе. А тот факт, что ошибку не выявили на уровне Кабмина, уже следует отнести к реформам в принятии решения правительства Яценюка (читайте выше) – на проект постановления наверняка не была сделана юридическая экспертиза.

Выяснилось, что пункт 4 постановления выглядит так:

"Розрахунок коригування до податкової накладної, складеної до 1 лютого 2015 року та відомості якої не підлягали внесенню до Реєстру у зв’язку з недосягненням суми, визначеної пунктом 11 підрозділу 2 розділу ХХ "Перехідні положення"  Податкового кодексу України, підлягає реєстрації після реєстрації такої накладної.

Для цього постачальник( продавець) товарів (послуг) повинен протягом доби зареєструвати податкову накладну (незалежно від дати її складення з урахуванням строків давності, встановлених статтею 102 зазначеного Кодексу) та розрахунок коригування до неї."

А это противоречит Налоговому кодексу, в соответствии с которым "При здійсненні операцій з постачання товарів/послуг платник податку - продавець товарів/послуг зобов'язаний в установлені терміни скласти податкову накладну, зареєструвати її в Єдиному реєстрі податкових накладних та надати покупцю за його вимогою."

При этом Налоговым кодексом сроки составления накладных предусмотрены разные. А значит, по идее, норма закона (а кодекс – это закон) должна доминировать над нормой подзаконного акта (постановлением Кабмина).

Но, конечно же, нарушив закон раз, можно смело нарушать еще. Налоговики наверняка сочтут эту юридическую коллизию несущественной, и сделают так, как скажет ИХ руководитель. Так что ждем новых приятных новостей.

***

На головній - Ігор Білоус та Арсеній Яценюк. Фото sfs.gov.ua

***

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: