Минюст берет под контроль арбитражных управляющих

Минюст берет под контроль арбитражных управляющих

Речь идет не столько об уничтожении саморегулирования арбитражных управляющих, сколько об ограничении минимального общественного контроля над процедурой банкротства, от которой не застрахован никто.
Понедельник, 7 октября 2013, 12:16
Анатолий Родзинский, председатель Всеукраинской саморегулирующей организации "Украинская палата арбитражных управляющих"

В Верховную раду внесены поправки ко второму чтению закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам банкротства".

Тема специфическая, вызывающая интерес только у непосредственных участников процесса, однако на внесенные правки стоит обратить внимание.

Во-первых, по информации источников, они будут поддержаны большинством.

Во-вторых, поправки приведут к усилению позиций Минюста.

Реклама:

Планируется, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих будут устранены от общественного контроля над Минюстом как государственным органом по вопросам банкротства.

Минюст, в свою очередь, получит возможность поставить в полную зависимость любого арбитражного управляющего, самостоятельно решая, кого и за что дисквалифицировать.

Арбитражные управляющие - это специалисты, которые управляют предприятиями в процедурах банкротства. Сейчас в Украине работает около 1 700 управляющих. За два года, прошедших со времени, когда Минюст стал органом по вопросам банкротства, их количество сократилось почти вдвое.

1 700 арбитражных управляющих - это 10 тыс предприятий-банкротов, 1 млн работников этих предприятий, 1 млрд грн долгов по зарплате банкротов, 10 млрд грн имущества, которое должно быть продано в процедурах банкротства, и 30 млрд грн долгов банкротов перед кредиторами.

Задуманное "улучшение" закона, цель которого - устранить от регулирования рынка самих управляющих, противоречит не только европейской практике. В Европе, куда мы идем, выступают за самоорганизацию профессионалов и общественный контроль.

Общепринятый подход переняла даже Россия. Введенное там более пяти лет назад саморегулирование арбитражных управляющих почти полностью искоренило коррупцию среди управляющих. Индивидуальная ответственность арбитражных управляющих в России была заменена коллективной.

На практике это выглядит так: арбитражных управляющих предлагают судам саморегулирующиеся организации, которые потом и контролируют их действия.

Государство же контролирует саморегулируемые организации. Если будет установлено, что они допустили нарушения, организация лишается статуса, и все ее члены автоматически увольняются со всех предприятий-банкротов. Убытки покрываются за счет страховых фондов, созданных такими СРО.

Российская модель копирует практику, опробованную в Европе и США.

Декларируя приведение законодательства к европейским стандартам, Украина решила пойти своим путем.

Профильный комитет по экономической политике выносит на рассмотрение парламента поправки к закону, противоречащие опыту соседей и закладывающие основу для будущей коррупции. Теперь судьба арбитражного управляющего будет полностью зависеть от чиновников Минюста.

Министр юстиции Елена Лукаш. Фото kmu.gov.ua

Авторы поправок консультаций с управляющими не проводили и вряд ли понимают, к чему приведут инициированные правки.

От них выиграют только чиновники Минюста или, как утверждают участники рынка банкротств, определенная группа в министерстве. Она сможет назначать нужных арбитражных управляющих в квалификационную комиссию, которая лишает и выдает свидетельства арбитражным управляющим.

Ранее такая же ситуация произошла с нотариусами. В законе "Про нотариат" нет нормы о том, что кандидатуры в квалификационную комиссию нотариата подают организации нотариусов, поэтому там все зависит от чиновников. Минюст сам выбирает нотариусов, которых он хочет видеть в квалификационной комиссии.

Опытные чиновники Минюста понимают, что вносить правки, которые противоречат европейской практике, от правительства не стоит.

Удивительно, но авторами сомнительных изменений согласились стать народные депутаты от оппозиции Андрей Иванчук и Ксения Ляпина. Что побудило их внести такие поправки - не понятно. Своей позиции они пока не озвучивали.

Все же Ляпина на запрос "Украинской палаты арбитражных управляющих", одной из четырех созданных саморегулируемых организаций управляющих, оперативно предоставила возможность ознакомиться с поправками.

Переданный ею текст уже переводится и будет оправлен на экспертизу европейским коллегам. Однако успеют ли они дать рекомендации Украине до голосования, участники рынка не уверены.

Возможно, выходом станет "круглый стол" в стенах Верховной рады, который поможет депутатам сложить собственное мнение о предложенных изменениях.

Ведь речь идет не столько об уничтожении саморегулирования арбитражных управляющих, сколько об ограничении минимального общественного контроля над процедурой банкротства, от которой не застрахован никто.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: