Українська правда
Економічна правда

Підсумки тіньової приватизації-2012

Володимир Ларцев, для ЕП — Середа, 30 січня 2013, 11:14
Фото tabloid.pravda.com.ua

Держава в особі Кабміну і Фонду держмайна перетворені у єдине БТІ з безкоштовної перереєстрації прав державної власності на високопоставлених чиновників та їх довірених осіб. Серед найбільших користувачів "тіньової" приватизації - "Сім'я", Рінат Ахметов та Дмитро Фірташ. (Рос.)

В первой части статьи речь шла об основных особенностях приватизационных процессов в 2012 году.

Однако наряду с законодательно оформленными процедурами присвоения государственных активов придворные олигархи использовали целый набор теневых средств.

(Чем первые отличаются от вторых, ЭП рассказывала здесь.) В общих словах, это любые формы присвоения государственной собственности без денег или с минимальными затратами. Среди них: санация, аренда, банкротство и создание совместных предприятий, "выгодных" государству.

Причин применения непрозрачных схем две.

Первая - нежелание властей распалять общественное недовольство по таким резонансным предприятиям как "Укрзалізниця", "Нафтогаз", "Энергоатом", "Укрэнерго", "Укринтерэнерго", "Укргидроэнерго".

Вторая - банальное отсутствие у олигархов достаточных сумм денег, чтобы за оставшиеся до президентских выборов два года удовлетворить свои аппетиты.

Особенное акционирование

В феврале 2012 года Верховная рада приняла закон "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". Согласно ему создается предприятие в виде ПАО с концентрацией 100% акций в собственности государства.

Новый субъект хозяйствования образуется путем слияния Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины - "Укрзалізниці", предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта.

Кроме того, в уставный капитал должны быть внесены акции, доли и паи, принадлежащие государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта.

По утверждению властей, данная схема реформирования призвана разграничить функции государственного и хозяйственного управления отраслью.

Существует и противоположное мнение. Оно сводится к тому, что акционирование "Укрзалізниці" станет первым шагом по разделу лучших активов украинской железной дороги. Согласно этому мнению, компанию нельзя приватизировать, поскольку это стратегический объект, который должен принадлежать государству, а не частным собственникам.

В противном случае, он неизбежно создаст монопольный "перекос", который позволит владельцам "железки" диктовать всей стране, сколько та должна платить. А монополии в Украине, как известно, не регулируются. Антимонопольный комитет занят не своими прямыми обязанностями, а прямо противоположным - охраной Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа и других уважаемых господ от антимонопольного законодательства. Точно так же АМК защитит новых монополистов в сфере ж/д перевозок.

Вернемся к "Укрзализныце". Акционерное общество - это одна из разновидностей хозяйственных обществ. Им признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к этому обществу.

Участники АО - акционеры - не отвечают по его обязательствам, и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. К сожалению, в украинских условиях это означает, что можно сначала вывести все деньги, а потом "положить" преуспевающее предприятие с десятками тысяч клиентов, и не понести за это никакой ответственности.

Согласно статьи 10 закона о создании АО "Укрзалізниця" вся прибыль от хозяйственной деятельности остается в распоряжении акционерного общества. Следовательно, государство, владеющее 100% акций, не получит ничего в виде дивидендов.

При этом из нынешней железной дороги в собственность государства переходят магистральные железнодорожные линии, размещенные на них технологические сооружения и передаваемые устройства. Соответственно все траты на их содержание будет нести госбюджет, то есть все граждане.

"Украинские горки". Фото kenh14.vn

Куда же пойдет все остальное? Куда пойдет подвижной состав - главный актив "Укрзализныци"? ЭП уже писала, что группы "Семьи" и Рината Ахметова уже давно положили глаз именно на эту часть собственности железнодорожного монополиста. И задумка олигархов сводится как раз к тому, чтобы забрать себе активы, которые генерируют прибыль. А технологические траты оставить на государстве. По сути, все так и происходит, хотя упорно называется "реформой".

Но перед этим произойдет еще один важный этап. Все еще государственная "Укрзализныця" должна купить огромное количество новых вагонов, которые после этого передаст своим дочерним структурам, которые специально созданы для дерибана. А уже дочерние структуры разберут себе олигархи - скорее всего, через механизмы теневой приватизации. В самом деле, зачем платить больше?

Скорее всего, как раз для завершения "реформы" на пост министра транспорта назначен бывший главный железнодорожник - Владимир Козак. По нашим данным, он является игроком, который устраивает обе стороны - и "Семью", и Ахметова.

Иначе говоря, все "вершки" достанутся тем, кто будет реально управлять АО, а "корешки" - государству. Поэтому с большой степенью вероятности можно спрогнозировать, что железнодорожные вокзалы, которые еще находятся в более-менее приличном состоянии, скоро сменятся убогими сараями.

Симптоматичная корпоратизация

Указом президента №187 от 12 марта 2012 года Кабинету министров и Минэнергоугля было поручено провести подготовку к корпоратизации Национальной атомной энергогенерирующей компании "Энергоатом" и Национальной энергетической компании "Укрэнерго".

Что же кроется за безобидным словом "корпоратизация"? Это та же смена формы собственности компании путем акционирования, но есть и отличия.

Во-первых, при акционировании сразу утверждается план размещения акций, в котором определяется размер и порядок их продажи. При корпоратизации же продажа акций откладывается до специального решения уполномоченного органа. Для "Энергоатома" и "Укрэнерго" это правительство.

Во-вторых, при классическом акционировании устанавливается большая степень распоряжения финансовыми средствами компании, чем при корпоратизации.

То есть, корпоратизация напоминает акционирование с особыми оговорками.

Казалось бы, эти оговорки объяснимы особыми техногенными рисками, которые несут энергетические объекты.

Прежде всего, речь идет об атомных электростанциях. НАЭК "Энергоатом" эксплуатирует Запорожскую, Ровенскую, Хмельницкую и Южно-украинскую АЭС. Еще он объединяет Ташлыкскую ГАЭС и Александровскую ГЭС, все три - в Николаевской области. В состав компании входит также Донузлавская ВЭС, Крым.

НЭК "Укрэнерго" также стратегически важна. Она осуществляет диспетчеризацию энергосистемы Украины и передает электроэнергию от электростанций к сетям областных поставляющих компаний. Сейчас в нее входит восемь основных структурных подразделений - электроэнергетических систем, которые охватывают территорию всей Украины.

На балансе компании - 22 тыс км ЛЭП классом напряжений 750, 500, 330 и 220 киловольт. Есть линия постоянного тока, 800 киловольт, и межгосударственные линии, которые объединяют Украину с Россией, Белоруссией, Венгрией, Словакией, Польшей, Молдовой. В составе компании - 132 подстанции.

В таком случае, зачем проводить корпоратизацию? Ведь все эти объекты должны находиться под пристальным вниманием надзорных органов государства.

По мнению экспертов, весомых причин для перевода "Энергоатома" и "Укрэнерго" в АО нет. Как утверждает эксперт Центра Разумкова Владимир Омельченко, корпоратизации госкомпаний должна предшествовать имплементация европейского законодательства в рамках Энергетического сообщества.

Делаем единственное логичное предположение: процесс корпоратизации госкомпаний инициирован президентом в интересах крупных отечественных бизнес-групп, и перевод этих компаний в акционерные общества - лишь этап перед их дальнейшей приватизацией.

Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ. Фото glavcom.ua

По словам Омельченко, обе компании находятся в поле интересов энергетического холдинга "ДТЭК" Рината Ахметова и фирмы Group DF Дмитрия Фирташа. Первой данные приобретения необходимы для усиления вертикальной интеграции в рамках холдинга. Второму интересно закрепиться на энергетическом рынке.

От себя добавим, что персона Фирташа как раз выглядит странно в данном раскладе. По имеющимся у нас данным, на приватизацию "Энергоатома" претендует "Семья". А "Укрэнерго", безусловно, интересна Ахметову.

В подтверждение наших предположений, сделаем важную оговорку. Накопленный за двадцатилетие независимости Украины опыт свидетельствует, что любая корпоратизация или акционирование неизбежно заканчиваются приватизацией - переходом госсобственности в руки олигархии. Этому всегда предшествует этап банкротства предприятия.

Согласно указу президента от марта 2012, правительство должно было подготовить законопроекты о корпоратизации "Энергоатома" и "Укрэнерго" и представить их на рассмотрение Верховной рады. Однако власть притормозила этот процесс.

Скорее всего, причин две: боязнь усилить резонанс, вызванный принятием закона об акционировании "Укрзалізниці", и стремление как следует расшатать финансовые показатели "Энергоатом" и "Укрэнерго" (чтобы объяснить необходимость их продажи).

Для выполнения второй задачи 21 ноября 2012 года Верховная рада приняла закон, меняющий условия работы на рынке возобновляемой энергетики. Ранее компенсация "зеленых тарифов" Андрею Клюеву за солнечные электростанции и Ринату Ахметову за ветряные электростанции осуществлялась за счет всех участников энергорынка. А теперь, когда большинство тепловых электростанций стали частными, - только за счет деятельности "Энергоатома" и "Укрэнерго".

Странная реорганизация

В апреле 2012 года Верховная рада внесла в закон "О трубопроводном транспорте" изменения, разрешив Кабмину реорганизовывать "Нафтогаз". При этом парламент якобы запретил приватизацию украинского газового монополиста и компаний, которые будут созданы в результате его реорганизации.

Основная декларируемая властью цель реорганизации НАК - выполнение требований Европейской энергетической хартии о разделе "Нафтогаза" на три отдельные составляющие: по добыче, транспортировке и продаже топлива.

Однако есть основания предполагать, что внесенные в закон изменения заложили механизм теневой приватизации газотранспортной системы.

Например, в законе отменена статья, которая запрещала приватизацию ГТС. Зато появился пункт о том, как она будет происходить: путем передачи ряда активов "Нафтогаза" акционерным обществам при участии частного капитала.

При этом бюджетные учреждения из процесса предусмотрительно исключены. Соответственно, очевидна подлинная цель власти по реформированию НАК: получить возможность маневра по присвоению "Нафтогаза" поэтапно и по частям.

Кто заинтересован в приватизации структур "Нафтогаза"? Да кто угодно, кто хочет работать на миллиардных рынках. Однако для получения доли от НАКа нужно иметь админресурс. По состоянию на конец 2012 года, его имеют "Семья", российский "Газпром" и небезызвестный Дмитрий Фирташ.

К слову, до недавной ротации правительства именно человек последнего - Юрий Бойко - возглавлял энергетическое министерство. А, в свою очередь, его человек Евгений Бакулин возглавлял "Нафтогаз". Кроме того, люди Фирташа контролировали государственные "Укргаздобычу" и "Укртансгаз".

Экс-министр энергетики Юрий Бойко. Фото ipress.ua

 

Именно с подачи Бакулина в Украину в скором времени вернутся частные газотрейдеры (естественно, структуры Фирташа уже готовы выступить в новом качестве). А "Нафтогазу" останутся миллиардные долги и обслуживание вечно проблемного коммунального сектора.

Из аутсайдеров можно назвать Игоря Коломойского, который чудом все еще удерживает "Укрнафту" и "Укртатнафту". Сейчас за "Укрнафту" в очередной раз взялись проверяющие, и наверняка женевско-днепропетровского олигарха таки вытеснят из нефтегазовых структур. Если не в результате проверки, то в ходе "реформы".

Как следует из недавнего заявления замминистра энергетики и угольной промышленности Владимира Макухи, правительство в канун Нового года завершило первый этап реформирования "Нафтогаза" - акционировало его дочерние предприятия "Укртрансгаз" и "Укргаздобычу". Пока что их продолжают контролировать люди Фирташа.

На очереди - новые этапы "реформы". Примечательно, что после акционерования она может замереть на неопределенное время. "Теневая" приватизация предполагает, что можно не покупать государственную структуру за сотни миллионов гривен, а просто поставить на нее своего управляющего. Что, по сути, и происходило долгие годы.

Эффективные частники

Безусловно, "Укрнафта" вернется государству далеко не вся. Таковы лучшие традиции владельца группы "Приват".

В 2001 году Игорь Коломойский с партнерами приобрел на приватизационном конкурсе 3,983% акций "Укрнафты" за 53,59 млн грн. Благодаря дальнейшей скупке мелких пакетов "Приват" довел свою долю в компании до 42%.

Это, а также установление после 2004 года тесных связей с "оранжевыми" чиновниками позволило Коломойскому назначить в руководство "Укрнафты" своих людей. "Приватизировав" менеджмент компании, бизнесмен получил право фактически единолично распоряжаться ее прибылью.

Поскольку отказ выплачивать государству дивиденды - слишком явное нарушение закона, Коломойский нашел другие способы "заработка".

В начале 2012 года, после "наезда" власти на бизнес Коломойского, он начал переводить основные средства "Укрнафты" на баланс созданных им предприятий.

В январе 2012 года журнал "Корреспондент" сообщил, что нефтегазодобывающее управление "Укрнафты" - "Надвирнанафтогаз" - одобрило передачу в аренду ООО "Укркарпатойл" 250 скважин на Битков-Бабчинском месторождении.

Так совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский решил оградиться от увеличения своей части в "Укрнафте" с помощью вывода самых ценных активов - нефтегазовых скважин - в аренду приближенным к себе частным структурам.

Отныне, поскольку формально эти скважины не будут иметь отношения к "Укрнафте", добытый на них газ можно будет продавать по рыночным, а не регулируемым НКРЭ ценам, и не делить прибыли с государством.

По подсчетам издания, из 2 тыс скважин, которые эксплуатирует "Укрнафта", около половины уже эксплуатируются в рамках совместной деятельности со связанными частными структурами: Carpatsky Petroleum Corporation, "Моментум энтерпрайзис (Интер Юроп)", ООО "Надра-инвест". Это и есть механизмы "теневой" приватизации, о которых мы говорим в данном материале.

Это значит, что "Укрнафта" может в любой момент передать этим предприятиям оставшиеся скважины, оградив тем самым "Приват" от риска потерять контроль над самой крупной нефтедобывающей компанией страны.

Игорь Коломойский наверняка надеется переждать эту власть. Фото bfootball.com.ua

Для рядовых граждан это означает, что большие объемы газа украинской добычи так и не будут использованы для решения их социально-экономических проблем.

Дорогие арендаторы

Если Коломойскому приходится "химичить", чтобы бесплатно попользоваться государственной собственностью, то Дмитрию Фирташу после президентских выборов 2010 года власть сама делает один за другим дорогие подарки.

В начале 2012 года ОАО "Крымский титан", 49% акций которого принадлежало Group DF Дмитрия Фирташа, после трехлетней судебной волокиты подписало мировое соглашение с ФГУ и согласилось погасить 151 млн грн долга за аренду Иршанского ГОК и Вольногорного ГМК.

Обратите внимание на всю циничность данного мирового соглашения. Фирташ обязан был платить деньги за то, что бесплатно добывает в карьерах необходимую руду. Но мало того, что Фонд госимущества за три года не предпринял ни одной попытки отобрать у него ГОКи - он еще и согласился помириться с олигархом, если тот просто заплатит.

В каком государстве такое возможно? Пожалуй, Украина не зря занимает лидирующие позиции в рейтингах коррумпированных держав.

При этом, по словам Рябченко, в мировом соглашении был записан пункт о том, что стороны заключат новый договор об аренде Иршанского ГОК и Вольногорного ГМК на тот же срок, на который было заключено предыдущее соглашение.

То есть, Фирташ наверняка и далее продолжит добывать необходимую руду для одного из самых прибыльных металлургичексих производств в мире. Бесплатно. К слову, не приватизировав ГОКи, а просто взяв их в аренду.

Дмитрий Фирташ. Фото УНИАН

Напомним, это мы о "теневой" приватизации уникальных горно-обогатительных комбинатов.

Вольногорский комбинат базируется на крупнейшем в Европе месторождении титаноциркониевых руд, а Иршанский комбинат разрабатывает Междуреченское месторождение титановых руд.

Используя продукцию этих комбинатов, Украина получала уникальную возможность реализовать замкнутый цикл производства титана, циркония, гафния, которые используются в высокотехнологическом машиностроении, ядерной энергетике, авиастроении и космической промышленности.

Стоимость каждого комбината - 3-5 млрд долл. Продав их за реальную стоимость, государство могло бы залатать многие дыры в бюджете. Годовая прибыль Вольногорского ГМК составляет 200 млн долл, Иршанского ГОК - 150 млн долл.

Нынешний же арендатор зарабатывает колоссальные деньги на крайне низкой стоимости платы за добычу минерального сырья. Ставка платы за единицу погашенных запасов титановой руды в 2012 году составляла 3,99 грн за тонну, титаноциркониевой - 7,4 грн за тонну.

В тоже время на рынке тонна ильменитового концентрата стоит 300 долл, циркониевого - 3 тыс долл, рутилового - 2 700 долл. А тонна титановой губки - и вовсе 10 тыс долл. Так что ответ на вопрос, реальную ли плату берет государство за использование своих недр, вполне очевиден.

Бесплатные сети

Однако комбинатами щедрость властей в отношении Фирташа не закончилась. 20 августа 2012 года Кабмин Николая Азарова принял постановление №770 "Некоторые вопросы использования госимущества для обеспечения распределения природного газа на праве хозяйственного распоряжения".

Премьер Николай Азаров. Фото tsn.ua

Пресса выдала новость с заглавием "Правительство запретило приватизировать газораспределительные сети". Однако все оказалось не совсем так.

В документе отмечается: "Установить, что государственное имущество, которое используется для обеспечения распределения природного газа, не подлежит приватизации, учитывается на балансе хозяйственных обществ по газоснабжению и газификации и не может быть отделено от их основного производства, а используется отмеченными обществами на праве хозяйственного распоряжения".

Что же произошло? Правительство подтвердило невозможность приватизации ГРС, но в то же время установило, что газораспределительные сети не могут быть отделены от облгазов и горгазов. Также определенно, что эти компании используют сети на праве хозяйственного распоряжения.

Хозяйственный кодекс говорит, что право хозяйственного распоряжения является вещественным правом субъекта предпринимательства, который владеет и пользуется имуществом, закрепленным за ним владельцем, с ограничением правомочия относительно распоряжения им.

Также владелец имущества - в данном случае государство - контролирует использование и сохранение имущества, не вмешиваясь в оперативную хозяйственную деятельность.

Этот же кодекс определяет, что субъект предпринимательства, который работает на основе права хозяйственного распоряжения, имеет право на защиту своих имущественных прав также от владельца - государства.

Кроме того, согласно правительственному постановлению Минэнерго должно заключить с облгазами и горгазами договоры о предоставлении газораспределительных сетей на том же праве хозяйственного распоряжения.

Но согласитесь: разве вся эта юридическая хиромантия меняет основную суть произошедшего процесса? Газораспределительные сети достались Фирташу, формально оставшись на балансе государства. Достались бесплатно и надолго.

Частное партнерство

Воистину Фирташ - фаворит Виктора Януковича. Интересно, за какие такие услуги?

Два комбината и газораспределительные сети - далеко не все подарки властей удачливому предпринимателю.

Сначала Фирташ без конкурса, в шесть раз дешевле текущей рыночной стоимости приобрел госдолю в ЧАО "Крымский титан" и стал его полновластным хозяином, а затем без боя получил Запорожский титаномагниевый комбинат.

Это стало возможным благодаря тому, что в условиях конкурса было записано: "Покупатель должен обеспечить ЗТМК сырьем отечественного производства". Того самого - добываемого на бесплатных ГОКах.

Фото dmitryfirtash.com

В июле 2012 года, с подачи представителей Партии регионов, парламент исключил комбинат из списка объектов, не подлежащих приватизации.

В новом ООО Фирташ получил 49%. Причем отдали олигарху имущественный комплекс ЗТМК фактически бесплатно. Забавно и то, что по закону во время создания ООО негосударственный участник не обязан вносить инвестиции в развитие предприятия, но получает приоритетное право на выкуп госдоли.

В экспертном выводе для Кабмина прямо сказано, что передача имущества ЗТМК в состав нового общества означает бесплатную передачу собственности государства в обмен на получение корпоративных прав, "которые не обеспечат полноценного контроля государства" над заводом. И потому она незаконна.

Банкротство через санацию

Активно использовался придворными олигархами в 2012 году и такой проверенный ими способ теневой приватизации государственных активов как банкротство. Его технологию детально расписала пресса.

Так, в 2012 году через процедуру санации фактически завершено банкротство "Дирекции Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд".

По нашим данным, это сделано в интересах структур Рината Ахметова и Вадима Новинского, которые должны получить новый мощный источник железнорудного сырья. Впрочем, пока что подтверждений этой информации нет.

Деликатность ситуации в том, что этот комбинат начал строиться еще в советское время на средства пяти стран: СССР, Румынии, Венгрии, Болгарии и Словакии. После 1991 года он перешел по наследству Украине.

Согласование интересов пяти стран при продаже этого долгостроя на протяжении всех 20 лет являлось главным препятствием для его приватизации.

Даже теперь, если КГОКОР "оприходуют" путем банкротства через санацию, это наверняка приведет к международному скандалу.

Вадим Новинский и Ринат Ахметов. Фото focus.ua

Есть и другие примеры "успешного" использования механизма банкротства для получения контроля над активами.

Компания "Киевэнерго", которая входит в "ДТЭК" Рината Ахметова, в лице структурного обособленного подразделения "Энергосбыт Киевэнерго" инициировала банкротство задолжавшего ей "Киевского государственного завода "Буревестник". Это предприятие работает в области сложного морского приборостроения.

Хозяйственный суд Сумской области начал процедуру санации крупнейшего производителя фосфатных удобрений - "Сумыхимпрома". Он выпускает фосфатные удобрения, двуокись титана и железо-окислительных пигментов.

Безусловно, эта сделка проведена в интересах Фирташа. После инаугурации Виктора Януковича в 2010 году сумской комбинат возглавил Игорь Лазакович, который до этого четыре года работал заместителем председателя правления ЗАО "Крымский титан" Фирташа. Он довел некогда прибыльный завод до состояния неплатежеспособного. Парадоксально, теперь он руководит санацией предприятия.

 

Поставщиками сырья для "Сумыхимпрома" стали структуры Фирташа. После этого против комбината было возбуждено дело о банкротстве. Так в 2012 году была закреплена титановая монополия Фирташа в Украине. На самом деле, на этих заводах он хозяйничает давно, но юридически теперь все безупречно.

Хитрая концессия

В мае 2012 года Верховная рада приняла закон "О морских портах Украины", а в ноябре 2012 года Кабмин принял постановление №1055 "Некоторые вопросы предоставления в концессию объектов государственной собственности", согласно которому все 18 морских портов Украины могут быть переданы в концессию.

Об основных арендаторах в ключевых портах страны ЭП уже писала. Поэтому догадаться, как будет решен вопрос распределения активов, вовсе не сложно.

"Семья" и Ринат Ахметов - основные выгодополучатели от закона "О морпортах".

Конечно, концессионный механизм позволяет привлечь частный капитал в развитие активов, которые с точки зрения долгосрочных общественных интересов должны оставаться под контролем государства.

Однако в украинских реалиях концессия является для олигархов средством получения портовых объектов на срок до 50 лет по цене намного ниже рыночной.

Имея абсолютно неэффективную структуру управления отраслью, безнадежно устаревшие основные фонды, в условиях сокращения грузопотока порты ежегодно отчисляют в бюджет 1,6-1,8 млрд грн (данные за 2009-2010 годы).

Есть основания предполагать, что эти суммы сильно занижены. Контроль над портами уже долгие годы осуществяют люди, назначенные то одной, то другой политической силой. В последние годы - это структуры "Семьи" и Ахметова.

И все же, это приличные деньги. Теперь миллиардные доходы пойдут не в казну, а в карман концессионера. Он должен будет ежегодно платить в бюджет лишь определенную сумму - концессионный платеж, который является фиксированным и индексируется на уровень инфляции. Мининфраструктуры подсчитало, что таких поступлений будет 600 млн грн в год.

Кстати, концессионный платеж в бухгалтерском учете принадлежит к расходам и снижает объем обложенной налогом прибыли. Следовательно, госбюджет страны станет получать в 2,5-3 раза меньше средств, чем получает сейчас.

Аппетиты растут

Анализ наиболее резонансных фактов теневой приватизации в 2012 году свидетельствует, что власти получили или подготовили нормативно-правовые условия для получения в 2013 году в монопольное распоряжение ренту на госактивы стоимостью несколько десятков миллиардов долларов.

Это позволило им компенсировать недостаток средств для полного разграбления экономического потенциала страны.

Однако трагизм ситуации для Украины состоит в том, что 2012 год явился лишь подготовительным этапом в плане разграбления государственных активов.

В Викторе Януковиче удивительно сочетаются набожность и неоднозначные действия "в миру". Фото УП

Высокопоставленные чиновники и придворные олигархи отработали оптимальные схемы прикарманивания госсобственности, а заодно приучили народ к мысли о неизбежности полного завладения ею украинской "золотой десяткой".

Более того, "семья" превратила государство в лице Кабмина и Фонда госимущества в единое БТИ по бесплатной перерегистрации прав государственной собственности на себя и своих доверенных лиц.

Как свидетельствуют планы приватизации на 2013 год, озвученные ФГИ, именно 2013 год станет основным в удовлетворении грабительских аппетитов власти.

Владимир Ларцев, экс-советник председателя Фонда госимущества, директор "Центра антиолигархической политики"

© 2005-2017, Економічна правда. Використання матеріалів сайту лише за умови посилання (для інтернет-видань - гіперпосилання) на "Економічну правду".

"Всі матеріали, які розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство "Інтерфакс-Україна", не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства "Інтерфакс-Україна". Назва агентства "Інтерфакс-Україна" при цьому має бути оформлена як гіперпосилання.

Матеріали з позначкою PROMOTED, СПЕЦПРОЕКТ, ЗА ПІДТРИМКИ публікуються на правах реклами.