50 бар'єрів за 180 днів. Шпаргалка для прем'єр-міністра

50 бар'єрів за 180 днів. Шпаргалка для прем'єр-міністра

Уряд обіцяє ліквідувати до кінця 2016 року не менше 50 адміністративних бар'єрів для бізнесу. Це реально. (Рос.)
П'ятниця, 24 червня 2016, 09:25
Дмитро Романович, проектний менеджер реформи дерегуляції Нацради реформ

Недавно Кабмин опубликовал окончательную версию плана приоритетных действий правительства.

В 210-страничном документе нашлось место и разделу "Створення сприятливого бізнес-клімату і розвиток малого та середнього підприємництва".

Мне как проектному менеджеру реформы дерегуляции особенно нравится одна из целей этого раздела: ликвидация до конца 2016 года не менее 50 административных барьеров для бизнеса.

Цифра и намерение радуют, но сроки реализации вызывают обоснованные опасения. Для достижения такой цели осталось чуть больше 180 дней.

Реклама:

Учитывая скорость согласования документов, интенсивность голосования депутатов и сезон отпусков, задача у премьер-министра весьма амбициозная.

Выполнима она только в том случае, если обратить внимание на "барьероликвидационные" нормативные акты, которые Кабмин может принять без участия парламента, а также законопроекты с высокой степенью готовности.

Таких наберется и сто, но в рамках существующего плана предлагаю в качестве "шпаргалки" список документов, благодаря которым можно ликвидировать более 70 барьеров с запасом на возможные сбои.

Большинство этих документов уже неоднократно фигурировало в различных планах, в том числе в плане дерегуляции и дорожной карте Doing Business.

Итак, пятьдесят барьеров.

На данный момент в зачет правительству однозначно можно поставить существенное упрощение регистрации лекарственных средств — проект закона №4498, а также отмену обязательной регистрации иностранных инвестиций — №2763. Оба документа активно продвигал и поддерживал Кабмин.

Два барьера ликвидировано. Осталось 48. Что еще можно сделать, чтобы выполнить свои планы? Анализ зарегистрированных в парламенте законопроектов позволяет отменить 38 барьеров.

1. Законопроект №4131-1 "Про скорочення кількості документів дозвільного характеру шляхом розширення сфери застосування декларативного принципу".

Он зарегистрирован как альтернативный к законопроекту, поданному предыдущим Кабмином, но вполне может быть поддержан, поскольку является более прогрессивным и позволит быстро ликвидировать или перевести на декларативный принцип пятнадцать разрешительных документов.

Среди них, например, обременяющее разрешение на снятие грунта для участков, на которых уже разрешено строительство. Снимается 15 барьеров.

2. Законопроект №4496 "Про усунення адміністративних бар'єрів для експорту послуг". Он отменяет необходимость использования актов выполненных работ при экспорте услуг, запрет на требование перевода договора. Четыре барьера.

3. Законопроект №3096 "Про спрощення деяких аспектів нафтогазової галузі". Три барьера.

4. Законопроект №2418а "Про внесення змін до закону "Про основні засади державного нагляду у сфері господарської діяльності". Помимо важных новаций в сфере надзора и контроля также вводит презумпцию невиновности бизнеса, который действовал на основе разъяснений органов. Один барьер.

5. Законопроект №3136 "Про зменшення адміністративного навантаження на суб'єкти господарювання" приводит во взаимное соответствие и уточняет законодательство во многих сферах, а также определяет порядок присвоения почтового адреса, что важно в строительстве. Минимум один барьер.

6. Законопроект №2971-д "Про регулювання виробництва та обігу пива" существенно упрощает деятельность крафтовых пивоваров. Один барьер.

7. Законопроект №4194 "Про використання печаток юридичними особами та фізособами-підприємцями" избавляет от необходимости использовать печати. Де-юре они давно добровольны, а де-факто часто обязательны. Один барьер.

8. Законопроект №4195 "Про спрощення реєстрації новостворених суб'єктів платниками єдиного податку та податку на додану вартість". Один барьер.

9. Законопроект №4637 "Про внесення змін до закону "Про морські порти" щодо функціонування інформаційної системи портового співтовариства". Один барьер.

10. Законопроект №4603 "Про внесення змін до закону "Про Антимонопольний комітет щодо діяльності адміністративної колегії". Один барьер.

11. Законопроект №4531 "Щодо діяльності Гарантійного фонду виконання зобов'язань за складськими документами на зерно". Один барьер.

12. Законопроект №2902 "Щодо впорядкування питань, пов'язаних з розробкою проектів землеустрою, що забезпечують еколого-економічне обґрунтування сівозміни та впорядкування угідь". Один барьер.

13. Законопроект №4685 "Про електронні довірчі послуги". Один барьер.

14. Неподдержанный Верховной Радой законопроект №2498а об отмене шести бесполезных лицензий стоит заново подать в парламент. Шесть барьеров.

Помимо этого Кабмину стоит еще раз вернуться к вопросу упрощения подключения к электросетям и упрощения разрешительных процедур в строительстве. Это не только поможет выполнить план, но и существенно улучшит позиции Украины в рейтинге Doing Business 2017 года.

Однако правительство способно выполнить немало задач и без участия парламента. 34 очевидных барьера можно отменить до конца 2016 года.

1. Изменения в постановление Кабмина №1548 "Про встановлення повноважень органів виконавчої влади та виконавчих органів міських рад щодо регулювання цін" выглядит как одно из наиболее мощных решений для правительства.

Речь идет об отмене списка товаров, к которым применяется механизм ценового регулирования. Это решение  резко снизит административное давление для 16 групп товаров. По скромным подсчетам объем коррупции, которую порождает это регулирование времен премьера Януковича, достигает 300 млн долл в год.

При этом цены на регулируемые товары растут на 20% быстрее, чем по остальным продуктам питания. Вместе с отменой декларирования изменения цен и регулированием уже неактуальных услуг это двадцать барьеров.

2. Дерегуляция речного транспорта: отмена ограничений в лоцманской сфере, упрощение входа иностранных судов в речные порты. Пять барьеров.

3. Упрощение регистрации экспортных контрактов. Один барьер.

4. Упрощение процедур экспорта в сфере контроля над товарами двойного назначения. Один барьер.

5. Упрощение процедур трудоустройства иностранцев. Один барьер.

6. Отмена отчетности по декларированию валютных ценностей. Один барьер.

7. Упрощение деятельности автодилеров: отмена требований к специально оборудованным помещениям. Один барьер.

8. Отмена подачи экологических деклараций для судов и товаров. Один барьер.

9. Повышение лимита согласований со стороны АМКУ для осуществления вертикальной интеграции. Один барьер.

10. Отмена обязательной регистрации машин и механизмов, используемых в строительстве. Один барьер.

11. Упрощение доступа к кабельной канализации электросвязи. Один барьер.

Очевидно, что спектр вопросов, где приложение усилий Кабмина будет эффективным, существенно шире. Однако этот план может быть реализован в 2016 году и выполнит задекларированную цель о снятии 50 барьеров.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: