Велика приватизація: чекайте на черговий провал

Велика приватизація: чекайте на черговий провал

Уряд знову будує плани приватизації і знову ризикує їх провалити. Інвесторів лякають половинчастість рішень і кадрова чехарда в держсекторі. (Рос.)
Четвер, 21 квітня 2016, 16:00
Наталя Ульянова, партнер ЮФ ICF Legal Service

Фонд госимущества отчитался об успехах приватизации за первые месяцы 2016 года. Хотя 10,1 млн грн, полученные бюджетом, вряд ли можно назвать успехом.

Особенно с оглядкой на то, парламент регулярно закладывает в бюджет миллиардные поступления от продажи государственного имущества.

Все эти планы выполняются из рук вон плохо. Например, за 2015 год фонду удалось обеспечить приватизационные поступления в размере 1% от объема, который предусматривала бюджетная роспись.

Впрочем, правительство не сдается, и Кабинет министров всерьез намерен провести в 2016 году "большую приватизацию".

Реклама:

Для этого депутаты в феврале даже приняли законопроект №2319а-д, а 4 марта президент Петр Порошенко поставил под этим документом свою подпись.

Его цель - добиться честности и прозрачности процессов по распродаже государственного имущества. Только вот способны ли точечные поправки в законодательство решить проблему приватизации?

Ключевое препятствие не в том, что у правительства нет правильных советников. Украина попросту неинтересна иностранным инвесторам. Так, по данным НБУ, отрицательное сальдо портфельных инвестиций в украинскую экономику составило 261 млн долл, а прямых инвестиций - 871 млн долл со знаком "минус".

Даже те немногие капиталисты, которые остались в Украине, осторожничают. Их опасения вполне обоснованы: никто не готов покупать сомнительный и непрозрачный бизнес, в котором отсутствуют нормальный документооборот и ведение отчетности в соответствии с международными канонами.

Да и госпредприятия массово убыточны. По данным Госстата и Минэкономики, лишь за первый квартал 2015 года совокупный убыток ста крупнейших госкомпаний составлял 9,7 млрд грн. За 2014 год отрицательный финансовый результат госсектора достиг 100 млрд грн или почти 7% ВВП Украины.

Кроме того, госпредприятия повально сталкиваются с кризисом корпоративного управления. Это происходит не в последнюю очередь с попустительства Кабмина, Минэкономики и других профильных министерств.

Их представители зачастую закрывают глаза на нелегитимную смену менеджмента и другие процессы, которые проходят явно вне рамок буквы закона. В итоге это заканчивается конфликтами и уголовными делами.

К примеру, именно так проходило назначение нового гендиректора на машиностроительном заводе "Электротяжмаш", которое собственноручно курировал подавший в отставку министр экономики Айварас Абромавичус.

Прежнего руководителя предприятия Владимира Глушакова приказом министерства спешно заменили на его зама Дмитрия Костюка. Уволенный менеджер до сих пор пытается восстановиться в должности через суд.

В громком скандале оказалось и предприятие "Укрбурштын", менеджмент которого правоохранительные органы обвинили в контрабанде янтаря.

А руководство "Объединенной горно-химической компании" попало под подозрение в заключении контрактов на поставку титана по заниженной стоимости. В разбирательство вокруг ОГХК оказались вовлечены даже криминалисты и Национальное антикоррупционное бюро.

Очевидно, что подобные прецеденты не добавляют потенциальным претендентам на приватизацию привлекательности в глазах покупателей и уж тем более не способствуют увеличению стоимости выставленных на продажу активов.

Более того, некоторые нормы подписанного президентом закона неоднозначны и могут сыграть против приватизации. Речь главным образом об отмене обязательного размещения небольших пакетов акций госкомпаний на биржах.

Подобные pre-IPO - норма в цивилизованных странах. Размещения позволяют определить справедливую стоимость компании, понять наличие спроса.

Тем более, что в сложившихся экономических реалиях старт приватизации именно с публичных размещений стал бы хорошим сигналом для инвесторов, которые не готовы покупать кота в мешке, но при этом вполне могут быть заинтересованы в постепенном вхождении в капитал отдельных предприятий.

И все же правительство возлагает на приватизацию в 2016 году немалые надежды. Так, Арсений Яценюк накануне неудавшейся кампании по его отставке заявил о планах по смене менеджмента минимум в 60-ти предприятиях, которые получат политически независимых и профессиональных руководителей.

Помимо этого, Кабмин клятвенно пообещал обеспечить управляющих рыночными конкурентоспособными зарплатами.

Тем не менее, пока правительство не продемонстрирует хотя бы несколько знаковых кадровых ротаций, об искренности его намерений судить будет очень сложно. К тому же, новым менеджерам важно быть не просто незаангажированными управленцами, а эффективными профессионалами.

Только вот чтобы проявить эту эффективность, потребуется не месяц и не два. Значит, большая приватизация вновь сместится во времени, вероятно - на 2017 год. А заложенные на 2016 год плановые 17 млрд грн поступлений от продажи госимущества вновь превратятся в цифру, которая будет в десятки раз меньше.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: