Держзамовлення-2015: даємо роботу викладачам або готуємо кадри для економіки країни?

Держзамовлення-2015: даємо роботу викладачам або готуємо кадри для економіки країни?

Понад 14 млрд гривень з бюджету України в 2015 році передбачено на підготовку фахівців з вищою освітою. Якщо вже витрачати бюджетні гроші на підготовку фахівців, то логічно це робити для тих галузей, які ростуть швидше і дадуть більше доходу.
Середа, 1 липня 2015, 15:08
Віктор Валєєв, директор асоціації "Інформаційні технології України", радник Міністра освіти і науки України

Более 14 млрд гривен из бюджета Украины в 2015 году предусмотрено на подготовку специалистов с высшим образованием. Но в то же время только треть из них будет работать по полученной специальности (по данным кадрового портала HH.UA). Эти цифры заставляют задуматься об эффективности распределения госзаказа по ВУЗам.

Согласно планов Министерства образования и науки, c 2016 года государство будет распределять 80% от количества бюджетных мест. Остальные 20% будут распределяться по принципу компенсации ВУЗу бюджетного места, выбранного абитуриентом. Немало ВУЗов в свою очередь выступает против такой системы, так как им придется активно конкурировать в рыночном формате, что намного сложнее, чем добиваться выделения бюджетных мест "из центра".

В 2015 году вступительная кампания пройдет без изменений, а это значит, что немалая часть из этих 14 миллиардов гривен средств налогоплательщиков будут использованы неэффективно по причине отсутствия логичной методологии распределения госзаказа.

Основные проблемы с распределением госзаказа в 2015 не изменились ни на одном уровне – профессии, региона, конкретного учебного заведения:

  • отсутствие обратной связи с рынком труда как главным мерилом качества образования и востребованности профессий;
  • отсутствие связи с показателями экономики региона (согласование показателей запрашиваемого ВУЗами госзаказа с подразделениями местных органов власти, которые отвечают за занятость - архаичная процедура, не имеющая ничего общего с анализом рынка труда);
  • отсутствие количественных критериев.

Как следствие, распределение госзаказа ориентировано в основном на "внутренние факторы" системы образования, в частности на сохранение коллективов преподавателей. На практике это приводит к копированию прошлогодних показателей госзаказа по ВУЗам с незначительными изменениями.

Фото mon.gov.ua

Первым из бизнеса проблемой неэффективности распределения госзаказа озадачились ИТ-шники, ведь именно в этой отрасли человеческий капитал является ключевым активом, а дефицит высококлассных ИТ специалистов в Украине с начала кризиса усугубился оттоком кадров за рубеж. В то же время, на данный момент КПД подготовки ИТ-специалистов в отдельных ВУЗах составляет всего 15-25%.

Факторы, по которым формируется государственный заказ в 2015 году, определены еще Постановлением КМУ №306 от 15 апреля 2013 года и не содержат ни одного ясного количественного показателя. Так, в действующем положении описаны такие критерии:

  • удовлетворение потребностей всех сфер общественной жизни в специалистах, научных, научно-педагогических и рабочих кадрах с учетом среднесрочного прогноза;
  • повышение образовательного потенциала населения;
  • стоимость услуг по подготовке одного квалифицированного рабочего, специалиста, аспиранта, докторанта, повышения квалификации и переподготовки одного человека за бюджетные средства.

Как же внести логику в распределение госзаказа? В процессе распределения вожделенных для ВУЗов бюджетных мест можно выделить такие этапы:

Первый этап – определение самой цифры госзаказа, которая де-факто устанавливается Минфином исходя из бюджетных реалий. В этом году ожидается уменьшение этого показателя не меньше чем на 20%.

Фото znoo.in.ua

Второй этап – распределение госзаказа по специальностям. По факту, проект распределения госзаказа по специальностям формируется "снизу вверх" на основании компиляции МОН запросов ВУЗов, после чего он согласовывается с Минэкономики и Минфином.

По идее, здесь учитывается "Среднесрочный прогноз потребности в рабочей силе", формируемый Минэкономики. Однако на практике роль этих прогнозов в процессе распределения мала. И уже здесь четко видна возможность оптимизации – в рамках одной отрасли знаний (группа специальностей) госзаказ логично распределять в пользу специальностей, которые пользуются популярностью у абитуриентов по данным о поступлении прошлого года:

1) пропорционально конкурсу на специальность (в группе ИТ-специальностей конкурс варьируется от 15 до 6 человек на место);

2) с учетом процента контрактных студентов, обучающихся по данной специальности (от 31% для "программной инженерии" до 8% для "системной инженерии").

Другую группу критериев могут составить:

3) отношение части ВВП отрасли к количеству занятых в ней специалистов;

4) ожидаемые темпы роста отрасли;

5) количество вакансий в отрасли (с учетом прогноза на 3-4 года).

Если уже тратить бюджетные деньги на подготовку специалистов, то логично это делать для тех отраслей, которые растут быстрее и дадут больше дохода. Безусловно, есть группы специальностей, которые необходимы всем индустриям - например, финансисты и те же айтишники, для распределения которых надо высчитывать более сложные зависимости. Но это также реализуемо.

Фактор потенциального перепроизводства специалистов не так важен, так как количество бюджетных мест не покрывает и половины количества выпускников школ.

Фото kpi.ua

Наконец, на третьем этапе – распределении госзаказа по ВУЗам – логично учитывать распределение спроса на специалистов по регионам страны. Ведь, как свидетельствует практика, большинство студентов (для ИТ – более 85%) начинают карьерный путь именно по специальности как раз в том городе, в котором учатся.

Учитывая полную нерелевантность статистик служб занятости, следует ориентироваться на данные о количестве вакансий от популярных порталов по трудоустройству и их соотношение в рамках Украины – (показатель 6). Ведь если предприятий какой-либо отрасли в регионе нет – выпускники просто не попадут в профессию.

Что касается распределения госзаказа по ВУЗам в отдельном взятом регионе, уместно распределять госзаказ по данным относительно доли трудоустройства выпускников по специальностям (показатель 7), а также собрав оценку качества подготовки специалистов по разным специальностям от работодателей (показатель 8).

Сегодня ВУЗы не ведут эту статистику, но она может быть получена косвенным методом по проработке тех же баз резюме кадровых порталов. Ведь в совокупности в этих базах – миллионы анкет.

Еще одна глобальная проблема сокрыта в самой процедуре подачи "хотелок" на бюджетные места от ВУЗов. Дело в том, что запросы на бюджетные места приходят от каждого учебного заведения по всем тем специальностям, которые у них есть.


Потом, запросы госзаказа по всем специальностям суммируются по данным каждого ВУЗа, в таком виде поступают органам, задействованным в процессе формирования госзаказа. И затем опять распределяются правительством в разрезе специальностей, но уже после вторичной "декомпозиции".

Вот так и получается, что лицензия на обучение специалистов выдана на 100 человек, а ВУЗ просит 50 бюджетных мест. То есть, или избыток кадров в ВУЗе, или руководство ВУЗа само "уточнило", для какой специальности просить больше "бюджетников". Ну, а может, просто поскромничали…

Фото tsn.ua

Логичнее было бы получать запросы от факультетов или кафедр в рамках одной специальности или области знаний, исключая коррекцию на уровне ВУЗа. Несложная модификация электронной системы ВУЗов могла бы легко предоставить такую возможность.

Свою позицию по вопросу методологии четко озвучил и Александр Спиваковский, народный депутат Украины, первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам науки и образования во время круглого стола по методологии распределения госзаказа, который проводила ассоциация "ИТ Украины".

Он убежден, что принципы формирования госзаказа носят архаичный характер, не менялись еще с советских времен, и направлены исключительно на обеспечение работой существующего преподавательского состава без учета потребностей конкретных работодателей. Эксперт уверен, что формирование госзаказа на основе запросов от ВУЗов — ошибочный принцип, который формируется на основе заполнения нагрузки существующего преподавательского состава.


А учитывая тот факт, что переход к принципу "деньги ходят за студентом" был запланирован еще в этом году, но реалии оказались другими, к методике распределения госзаказа правительству стоит подойти основательнее. На всякий случай.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
powered by lun.ua