Українська правда
Економічна правда

Бездонные бочки: стали ли меньше воровать в госкомпаниях

ОПУБЛИКОВАНО: четверг, 11 февраля 2016, ЭП
Доля государства в украинской экономике – 16,3%. Наибольшее присутствие – свыше 60% – в агропромышленном секторе.

В стране свыше 1 800 работающих госпредприятий. Уже не первый год со стороны правительства и депутатов звучат заявления о необходимости его сокращать, логично – путем приватизации. Но это только на словах. На практике же в реформе госсектора как нигде сработал принцип "верхи не могут, низы не хотят".

Во-первых, между президентом и премьером нет единого мнения по поводу того, что продавать. Никто из них не хочет "сужать" свою сферу интересов. В том, что такие сферы существуют, не приходится сомневатьсяпосле недавних откровений Айвараса Абромавичуса.

Во-вторых, сами руководители министерств и госкомпаний не желают как-либо форсировать процесс перехода в управление Фонда госимущества. Однако это не означает, что ничего не изменилось.

В распоряжении ЭП оказались финансовые результаты крупнейших госкомпаний за девять месяцев прошлого года. В них не учтены только госбанки. На основании этой статистики, и некоторых законодательных решений, касающихся госкомпаний, ЭП определила основные события, которые произошли за последний год.

1. Общий рост доходов

Большинство госкомпаний действительно улучшили свои результаты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если за девять месяцев 2014 года сотня госкомпаний показала убытки в размере 66,5 млрд грн., то за аналогичный период прошлого года удалось выйти на 2,2 млрд прибыли.

"Минус" на "плюс" поменяли "Энергоатом", "Укрэнерго", "Укринтерэнерго", аэропорт "Борисполь" и НАК "Нефтегаз Украины".

Причина – общие инфляционные процессы в стране - рост тарифов на газ, электроэнергию, отопление и другие услуги ЖКХ.

"Так, рост тарифов на электроэнергию стал причиной улучшения результатов "Энергоатома" и "Укрэнерго". Рост тарифов на газ повлиял на Нафтогаз. Экспортные предприятия нарастили выручку за счет девальвации", – отмечает аналитик Dragon Capital Денис Саква.

Но далеко не все могут похвалиться позитивной динамикой. Государственная продовольственно-зерновая корпорация по итогам девяти месяцев прошлого года еще больше ушла в "минус". Ее убытки возросли с 840 млн грн в 2014 до 1,8 млрд грн в 2015.

Но самые большие рекордсмены в наращивании убытков – это угольные предприятия. "Уголь Украины" "Селидовуголь", "Лисичанскуголь", "Львовуголь и "Дзержинскуголь" - все они в прошлом году ушли в существенно больший "минус", чем в 2014.

По части угольного сектора, по словам Саквы, сложилось все вместе - рост цен на электроэнергию, сырье и при этом регулируемые низкие цены на газ и отсутствие компенсаций из бюджета.

Теперь, что будет все-таки по итогам полного года?

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус сказал, что по предварительным подсчетам, убытки госкомпаний в прошлом году сократились со 117 млрд гривен до 16 млрд гривен.

2. Долги подросли

Объем долговых обязательств сотни крупнейших компаний госсектора за девять месяцев 2015 увеличился на 30,5 млрд грн. – до 144,7 млрд грн.

В секторальном разрезе, согласно данным МЭРТ, наибольший рост долгов произошел в пищевой промышленности - с 19,7 млрд грн до 32,6 млрд грн, в нефтегазовом секторе - с 49,6 млрд грн до 58,3 млрд грн, и электроэнергетике - с 14,4 млрд грн до 21,3 млрд грн.

Единственная отрасль, в которой госкомпании сократили объем долгов – химическая.

"В электроэнергетике валютных кредитов особо не было. Тут причины роста долгов – взятые кредиты в связи с нехваткой оборотного капитала и проблемами с платежами", – отмечает эксперт Concorde Capital Александр Паращий.

Долги нефтегазовой отрасли – это на 99% долги НАКа. Там большая доля валютных кредитов поэтому главная причина их роста, как и по другим отраслям, это девальвация.

3. НАК "Нефтегаз Украины" достался МЭРТ

В теории у этого решения благая цель – сделать работу компании более эффективной и деполитизировать ее. Желание обеспечить последнее МЭРТ обозначил в своем законопроекте.

На практике из-за НАКа министерство оказалось в центре скандала. Одной из причин, по которой Айварас Абромавичус подал в отставку, стало давление на него со стороны депутата Игоря Кононенко, который хотел назначить замом по управлению НАКом нынешнего зампредседателя монополиста Андрея Пасишныка.

К тому же, не все согласны, что передача ведомства – шаг на пути к прозрачности работы компании.

"По сути – это приватизация без приватизации", – отметил собеседник ЭП из правительства.

По его мнению, все эти решения направлены на то, чтобы отодвинуть государство от управления компанией и ее дочерними предприятиями, предоставив этот право набсовету и руководству НАКа.

А решение увеличить минимальный размер стоимости имущества, для распоряжения которым требуется согласие акционеров, с 10% (47 млрд грн) до 25% (118 млрд грн) стоимости активов, приведет к снижению контроля за имуществом монополиста.

4. Дивидендов ожидается побольше

В декабре Рада ввела единый подход относительно отчислений ГП доли чистой прибыли.

Так, с января 2016 года предприятия, независимо от размера госдоли, обязаны платить в госбюджет не менее 30% дивидендов.

"Трансгаз", "Укранфта", "Укрэнерго", "Траснафта", "Укргидроэнерго", "Энергоатом" увеличили чистую прибыль за прошлый год на 16 млрд грн. Это средства, который в какой-то мере пойдут на инвестпрограммы, но в большинстве своем поступят в виде дивидендов в бюджет", - заявил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.

Ожидается, что такой шаг пополнит казну, по расчетам Минфина, дополнительно на 5,2 млрд грн.

"После завершения корпоратизации "Укрзалізниця" начнет платить дивиденды. Можно рассчитывать на хорошие поступления от "Турбоатома". Но в целом, с учетом экономических тенденций, будет сложновато собрать", - утверждает Александр Паращий.

Адомас Аудицкас, советник министра экономического развития и торговли Украины

О реформе НАК "Нефтегаз Украины

Основная цель передачи монополиста от Минтопэнерго к МЭРТ – устранить конфликт интересов и провести реформу корпоративного управления, превратив НАК в компанию, работающую по рыночным правилам. Сейчас она работает как госагенство, частично субсидируя потребление газа населением. Из-за этого сложно увидеть финансовое состояние компании в чистом виде. Возможно, стоит выделять субсидии не только на компенсацию тарифов, но и на меры по снижению энергозатрат.

Переподчинение "Нефтегаза" МЭРТ призвано устранить конфликт интересов, связанный с тем, что Минтопэнерго одновременно отвечает и за энергетическую политику и управляет компанией, которая ее выполняет. Рекомендации ОЭСР предполагают разделение функций по формированию и осуществлению секторальной политики и управлению госкомпаниями.

В рамках реформы системы корпоративного управления "Нефтегаза" мы хотим сформировать набсовет НАКа. Ищем людей самого крупного калибра, который работали в набсоветах больших энергетических компаний. В новом набсовете будет пять членов. Трое из них – независимые, а двоих будут назначать премьер и президент. По условиям отбора независимыми членами набсовета не могут быть госслужащие, должностные лица дочерних компаний НАКа, ее клиентов или поставщиков.

Помимо прочего, в НАКе появятся функции внутреннего аудита, комплаенса и противодействия коррупции и управления рисками, которые будут подчиняться непосредственно наблюдательному совету. Не Коболеву. Набсовет сможет видеть, что происходит в компании и задавать вопросы Коболеву.

О приватизации и правилах работы госсектора

Когда мы начали реформу, то считали, что нужно только поменять правила управления госсактивами. На практике столкнули с тем, что правила мы изменили, но они не выполнялись. Например, постановлением Кабмина мы обязали 150 самых крупных госкомпаний провести аудит по международным стандартам. Только 20 компаний в прошлом году начали этим заниматься. Другие искали причины, почему они не могут это сделать, а сейчас это постановление оспаривается в судах.

Есть две причины сокращения убытков госпредприятий в 2015г. – Первая – уменьшился размер убытков и объем субсидирования НАКа из госбюджета. Вторая – эффект девальвации гривны в этом году был меньшим.

В Украине 1800 работающих госкомпаний и 90% из них нужно продать. Приватизация – это шанс побороть коррупцию и привлечь инвестиции. И не использовать его сейчас – большая ошибка.

Министерства плохо управляют госкомпаниями. Они даже не могут собрать нужный пакет документов, необходимый для передачи ФГИУ. Нужно, чтобы Фонд забрал эти компании такими, какими они есть и сам их готовил к приватизации. Мы уже договорились с ФГИУ об этом.

У меня в этом сомнений нет в том, что министерства не передают госкомпании потому, что там сидят “свои” люди и контролируют финансовые потоки. Сопротивление будет всегда. Но нужно хотя бы лишить этих людей возможности блокировать передачу объекта из-за отсутствия, условно, формальной справки из министерства здравоохранения.

О новых руководителях ГП и их зарплате

Мы договорились о сотрудничестве с двумя рекрутинговыми компаниями – Hudsons и Talent Advisors, которые займутся поиском новых руководителей в госкомпании.

Конкурсы по крупнейшим госкомпаниям теперь будет проводить конкурсная комиссия при Номинационном комитете в Минэкономразвития. Конкурсы по первой пятёрке госкомпаний будут оглашены уже на ближайшей неделе. Это Укрзализныця, Укрпочта, Электротяжмаш, Центрэнерго и Укрэнерго. Вторая пятерка – Укрспирт, Укринтерэнерго, Харьковоблэнерго, Запорожьеоблэнерго и Региональные электрические сети – во второй очереди. Облегчили процедуру для кандидатов – отменили обязательную подачу справки о несудимости.

Новые менеджеры будут получать рыночную зарплату.

Кто ее будет платить? Сами госкомпании – ресурсы там есть. Принцип следующий: 25% зарплаты – фиксированная сумма, 75% - бонусы. А бонусы будут только тогда, когда будет результат. Нет результата – нет зарплаты. Нельзя отдать человеку в управление плохую компанию, сказать, чтобы он навел там порядок, и не платить ему при этом.